Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание (308,00 руб.)

0   0
Первый авторЧерниговская Т. В.
АвторыС.-Петерб. гос. ун-т
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц449
ID584985
АннотацияКнига представляет собой серию исследований автора, начавшихся с сенсорной физиологии и постепенно перешедших в область нейронаук, лингвистики, психологии, искусственного интеллекта, семиотики и философии - теперь всё это называется когнитивными исследованиями и представляет собой пример конвергентного и трансдисциплинарого развития науки. Исходная гипотеза совпадает с названием одного из разделов книги - язык как интерфейс между мозгом, сознанием и миром, и это отражает позицию автора и его взгляд на эволюцию и природу вербального языка и других высших функций, их фило- и онтогенез, на генетические и кросс-культурные аспекты развития сознания и языка и их мозговых коррелятов, на возможности межвидовой коммуникации и моделирования человеческих когнитивных процессов.
Кому рекомендованоКнига рассчитана на интеллектуального читателя, интересующегося природой человека и его местом в мире.
ISBN978-5-94457-277-6
УДК811:159.9
ББК81
Черниговская, Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание / С.-Петерб. гос. ун-т; Т.В. Черниговская .— 3-е изд. — Москва : Языки славянской культуры : ЯСК, 2017 .— 449 с. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning) .— Библиогр.: с. 369-447 .— ISBN 978-5-94457-277-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/584985 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Чеширская_улыбка_кота_Шрёдингера_язык_и_сознание,_изд._3.pdf
Санкт-Петербургский государственный университет Факультет свободных искусств и наук     язык и сознание ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКВА 2017 Издательский Дом ЯСК
Стр.4
 811-159.9  81  49 ������� ������������ ��� ��������� ����������� ������������� �������� ����� (����)   13-06-16005 ������������� � ������ ������ ������� ���������� ��������� �������� � ���� ����� �������� ��:   ,  �. �. ���������   , .-.    �. �. ������   ,  �. �. ��������  49 ������������ �. �.    :   . — .:   :   , 2017. 3- . — 448 . — (   . Language and Reasoning). ISB N 978-5-94457-277-6      ,          , , ,  ,    —               .          —     ,   ,                  ,  -  ,    -         ,         .     ,        . This series of author’s research aims to shed more light on the biological foundations of human cognitive abilities — primarily on language and mind. Starting from sensory physiology it gradually moved to neuroscience, linguistics, psychology, artificial intelligence, semiotics and philosophy — all these currently forming cognitive studies and represent convergent trans-disciplinary trend inmodern science. The main idea of the book concurs with one of the chapter’s title — language is an interface between brain, mind and the world. It depicts author’s position and understanding of language evolution and development, it’s phylo- and ontogeny, genetic and crosscultural basis of mind and language and their brain correlates. Accordingly, is also discusses possible cross-species communication and modeling human cognition. The book will appeal to scholars and students and to intellectual readers interested in specificity of humans and their position in the world. ��� 88.53 ��� 811-159.9 � ���������� ����������� ������������ ����������� ����� �������� ISBN 978-5-94457-277-6 © . .., 2017 ©   , 2017 ©   , 2017 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
От автора Статьи, которые я выбрала для этой книги, представляют работы в области гуманитарных и естественных наук, которыми я занимаюсь почти сорок лет. Они были написаны в разных стилях и с позиций, неизбежно изменившихся за эти годы. Мои интересы также менялись, как менялась и сама наука, ныне объединившая лингвистику, нейрофизиологию, психологию и проблемы искусственного интеллекта под одним зонтиком когнитивных исследований. Я решила не редактировать статьи и не приводить их к какому-то единому стилю. Вместо этого я написала введение и небольшие комментарии к разделам книги — взгляд из нашего времени. Татьяна Владимировна Черниговская
Стр.8
Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Глядя на кота...лядя на кота... Эволюция сигналов и умений или грамматический взрыв? 19 Мозг человека и породивший его язык (шепот прежде губ…) 20 Что делает нас людьми: почему непременно рекурсивные правила? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Нить Ариадны, или Пирожные «Мадлен» . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Nature vs. Nurture в усвоении языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Мозг и язык: врожденные модули или обучающаяся сеть? 65 P. S. Сколько лет человеку? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Что рассказал нам кот…то рассказал нам кот… ...об эволюции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Общие черты эволюции функций гомеостатических и информационных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Распознавание человеком разных типов звуковых сигналов, издаваемых обезьянами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 Изучение восприятия внутри- и межвидовой знаковой информации (обзор и возможные направления сравнительно-физиологических исследований) . . . . . . . . 118 Зависимость восприятия низкочастотной амплитудной модуляции от возраста и тренировки у человека . . . . . . . 123 Об избирательной чувствительности слуха человека к амплитудной модуляции речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 P. S. Возможны ли универсалии в эволюционном процессе? (Сходство принципов функциональной эволюции: физиологические системы и язык) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 …о языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 Чтение в контексте когнитивного знания . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 Дети со специфическими языковыми расстройствами . . . . . 143 Ментальный лексикон при распаде языковой системы у больных с афазией: экспериментальное исследование глагольной морфологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 Формирование глагольной парадигмы в русском языке: правила, вероятности, аналогии как основа организации ментального лексикона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Стр.9
Cодержание 9 Некоторые факты взаимосвязи процессов усвоения и утраты языка: экспериментальное исследование анафорических отношений местоимений в русском языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 ПЭТ-исследование мозгового обеспечения восприятия фраз с синтагматическим членением . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 P. S. Картезианство и бэконианство в лингвистике: птицы и лягушки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 …о мозге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 Проблема внутреннего диалогизма: нейрофизиологическое исследование языковой компетенции . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 Гетерогенность мышления и эволюция когнитивных предпочтений: кросс-культурные и нейропсихологические аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 Латерализация языков у билингва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251 Специализация полушарий мозга в восприятии интонаций русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 Специфика полушарной асимметрии восприятия интонаций в норме и при шизофрении . . . . . . . . . . . . . . . . 272 Участие левого и правого полушарий головного мозга человека в формировании субъективного акустического пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 Опознавание сложных цветовых образов и функциональная асимметрия мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . 302 P. S. Локализация функций в мозгу: король мертв, да здравствует король? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314 Улыбка кота...лыбка кота... Зеркала, часы и знаки в мозгу, или Кто читает тексты нейронной сети? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319 Когнитивный романтизм в зеркале контекстов . . . . . . . . . . . . 320 Семиотика запахов: вербализация, синестезия, память . . . . 326 Время — дом, где мы живем, или оно создается нашим мозгом? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330 Человеческое в человеке: сознание и нейронная сеть . . . . . . 335 Список научных трудов Т. В. Черниговской, материалы которых легли в основу настоящего сборника . . . . . . . . . . 361 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
Стр.10
1212 Введение стью и свободой воли на фоне появляющихся данных функционального мозгового картирования и иных фиксаций неосознаваемого поведения? Да и вообще, сложный мозг порождает сознание и семиотические системы высокого ранга или напротив — они его формируют, реализуя эпигенетический сценарий? Что такое язык в конечном счете (не останавливаясь на очевидном ответе из учебника, что язык — система знаков)? Он возник как средство коммуникации или как инструмент мышления? Как с ним справляется мозг, учитывая, что в человеческом языке, в отличие от компьютерных, 1 ≠ 1 и все определяется контекстом? Не только язык, но и сам мир всегда разный и зависит, как известно из основ семиотики, от интерпретатора (читатель — соавтор, замечала Цветаева), что ставит нас почти в агностическую позицию: можем ли мы вообще узнать про него что-то, можем ли мы доверять нашему мозгу и его языкам — от математики до искусства, включая, конечно, и язык вербальный? Почему мы должны считать, что математика универсальна и объективна? Последнее время говорят даже не только о языковом «инстинкте» (то есть врожденности), но об «инстинктах» математики [Devlin 2006] и музыки [Patel 2008]… Может быть, у Homo sapiens просто голова так устроена, а какой математике на самом деле подчиняется Вселенная — мы не знаем (мысль еретическая, но не абсурдная: другого кандидата на алгоритм управления Вселенной со времен Галилея — Книга Природы написана языком математики — у нас нет). Однако зачем бы эволюции понадобилось закреплять в геноме способность к математике, не отражающей законы Природы?.. Вспомним Пуанкаре: …та гармония, которую человеческий разум полагает открыть в природе, существует ли она вне человеческого разума... в силу естественного отбора наш ум приспособился к условиям внешнего мира, усвоил себе геометрию, наиболее выгодную для вида или, другими словами, наиболее удобную [Пуанкаре 1990]. Вопрос о том, как соотносится Мир Платона с физической картиной мира, остается важнейшим и предельно сложным в современной когнитивной науке: многие ученые снова и снова возвращаются к обсуждению того, не надо ли для понимания процессов мышления, восприятия, памяти, наконец, самой причинности обратиться к законам квантового мира (в противоположность традиционному представлению, согласно которому к макромиру эти законы неприложимы) (см., например, [Penrose 1994; Penrose, Shimony, Cartwright, Hawking 1997; Наточин 2010; Пенроуз 2011; Анохин 2013]).
Стр.13
Введение 1313 Ясно, что для человека и других обитателей планеты простейший путь ухватить реальность и хоть как-то организовать ее для внут ренне го употребления — это оперировать множествами, формируемыми разными видами существ по законам своего мира и мозга. Об этом писал еще Икскюль [Uexküll 1928], подчеркивая, что все существа живут в своих мирах — Umwelt. Это отчетливо формулировали Ницше («Мы устроили себе мир, в котором можем жить, — предпослав ему тела, линии, поверхности, причины и следствия, движение и покой, форму и содержание: без догматов веры в это никто не смог бы прожить и мгновения! Но тем самым догматы эти еще отнюдь не доказаны. Жизнь вовсе не аргумент; в числе условий жизни могло бы оказаться и заблуждение») и Кант («Рассудок не черпает свои законы a priori из природы, а предписывает их ей»). Человек постоянно сталкивается с неопределенной и многозначной информацией. Тем не менее он должен принимать решения, декодируя ее релевантно ситуации. Такая неопределенность касается всех модальностей восприятия, недаром идея размытых множеств уже давно завоевала пространство описания этих феноменов (fuzzy sets — Zadeh). Особенно очевидно это на примере вербального языка. Улыбка Чеширского кота служит тому хорошей метафорой: смыслы словам приписываются ковенционально, могут и исчезать, видоизменяться или до поры вообще не иметь подходящих обозначений. Такая неопределенность и даже зыбкость наименований вполне близка и Кэрроллу, и творцам квантовой теории. Казалось бы, если основная функция языка — коммуникация, то неопределенность должна была бы быть вытеснена из такого кода максимально быстро. Возможно, стоит еще раз прислушаться к Хомскому, считающему, что язык для коммуникации не так уж хорошо приспособлен, а сформировался главным образом для структурирования мышления, то есть для процессов «внутренних»; коммуникативная функция в этом случае является как бы побочным продуктом. Вербальный язык обеспечивает номинацию ментальных репрезентаций сенсорного инпута и, таким образом, «объективизирует» индивидуальный опыт. Но в работах по теории коммуникации давно обсуждаются коммуникативные ямы, провалы в понимании, образующиеся весьма часто, несмотря на правильность построения сообщения. Таким образом, неопределенность и многозначность, казалось бы, должны при коммуникации любого типа стремиться к нулю, чтобы в идеале каждое слово или конструкция имели одно значение. Было бы разумно ожидать, что, эволюционируя, языки будут от неопределенности избавляться, но это противоречит фактам. К при
Стр.14

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.