ББК 74.58
Учредитель: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психологопедагогические
науки (теория и методика профессионального образования). The Tidings of the Baltic State
Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education):
научный рецензируемый журнал / под ред. Научной школы Г.А. Бокаревой. – Калининград: Изд-во БГАРФ,
2018. – № 4 (46). – 324 с.
ISSN 2071-5331
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii
Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению
профориентированного процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода, основателем
которой является Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Галина
Александровна Бокарева.
Рецензируемый научный журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на
соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ от 19 февраля 2010 г. № 6/6;
от 1 декабря 2015); зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи
и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-31377 от 11 марта 2008 г.);
идентификационный международный стандартный номер периодических изданий журнала ISSN 2071-5331;
представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) – головном исполнителе проекта по созданию Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского индекса научного
цитирования (ИФ РИНЦ) (сублицензионный договор № 17-11/08); зарегистрирован в Международной базе
данных периодических и продолжающихся изданий Ulrich‘s Periodicals Directory, электронные версии журнала
размещены также на сайте Национального цифрового ресурса Руконт – www.rucont.ru и в Центре
электронных ресурсов «Агентство "Книга – Сервис"» – www.akc.ru
Сайт журнала http: //www.bgarf.ru
Подписной индекс: по каталогу Роспечати – 70679.
Выходит 4 раза в год. Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу.
Перепечатка материалов из журнала допускается по согласованию с редакцией журнала.
Ссылка на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор
Гончаров Сергей Владимирович, доктор психологических наук, профессор
Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург)
Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Серых Анна Борисовна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
Тамарская Нина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического
образования. Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области педагогики, профессиональной
педагогики, инженерной педагогики, теории и методики профессионального образования,
психологии, аспирантов, докторантов и соискателей.
ISSN 2071-5331
ISBN 978-5-7481-0409-8
© Авторы статей, 2018
© БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ», 2018
2
Стр.2
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора ......................................................................................................6
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бугакова Н.Ю., Карелина Е.А., Кирова И.В. Самостоятельная работа студента: формы
и эволюции ................................................................................................................................................... 7
Мычко Е.И., Блаженко А.В. Исследовательская компетентность педагога в парадигме
современного образования ............................................................................................................ 12
Колесниченко Е.А., Радюкова Я. Ю., Труфанова Т.А. Совершенствование системы
развития персонала организации на основе требований профессиональных стандартов ..... 16
Тамарская Н.В. Геймификация образования для поколения z ................................................ 27
Тамарская Н.В., Лурье И.Г. Гуманистический потенциал педагогических концепций
в контексте развития идей будущего образования .................................................................... 29
Филиппченкова С.И., Балакшина Е.В., Шаульская Ю.Ю. Инновационные методы
обучения в высшей школе: формирование личностного потенциала студентов
в образовательных практиках ...................................................................................................... 33
Гегечкори О.Н., Згерская О.В. Формирование кадрового резерва как фактор повышения
эффективности вуза....................................................................................................................... 40
Лисичкина Г.А. Компетентностный подход к организации внутришкольного повышения
квалификации педагогов в условиях модернизации образования ........................................... 47
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Тагильцева Н.Г., Проскуров А.К. К проблеме исследования появления и развития жанра
плац-концерта в музыкальном образовании России .................................................................. 51
Туркмен А., Мустафаев М., Джаббаров Р., Алиев Б. Изучение проблем одиночества,
дружбы, самооценки у турецких студентов с использованием Facebook в высших
учебных заведениях Азербайджанской республики
Studying loneliness, friendship, self-esteem of turkish young students using Facebook in high
schools of the Аzerbaijan republic .................................................................................................. 56
Алиева Севиндж Сардар кызы Проблема междисциплинарного диалога в образовании
как составная часть обучающей педагогики .............................................................................. 64
Андрюхина И.Ю., Карама Л.Л. Основные направления совершенствования деятельности
государственных и муниципальных служащих в Калининградской области ......................... 72
Арифулина Р.У., Попова Л.А., Смирнова М.О., Летавина В.Е. История развития
психолого-педагогических классов в России ............................................................................. 75
Джанхуватова З.С. Использование приемов и технологий развития критического
мышления студентов в преподавании гуманитарных наук ...................................................... 80
Джанхуватова З.С., Арстанова Г. Н. Повышение эффективности обучения в рамках
проблемы «клипового мышления» и познавательно-творческой деятельности студентов ......... 85
Карама Л.Л., Андрюхина И.Ю. К вопросу о повышении эффективности деятельности
кадрового состава государственной гражданской и муниципальной службы
Калининградской области ............................................................................................................ 89
Ремболович Ж.В., Юрасюк Н.В. Деформация правовой культуры государственных
служащих как образовательная проблема .................................................................................. 95
Юдина О.Ю., Юдин Н.В. Виды родительских установок на подростков в учебной
деятельности .................................................................................................................................. 99
3
Стр.3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Ермакович С.П. Исследование способов манифестации гендера в аудитории
обучающихся: аспект формирования общекультурных компетенций .................................. 109
Калинина Ю.М., Свешникова О.А. Концепция создания лексико-грамматического
практикума по русскому языку для иностранных студентов инженерных
и естественно-научных специальностей ................................................................................... 113
Королѐва Е.В., Алиева М.И. Развитие коммуникативных универсальных учебных
действий при использовании технологии сотрудничества на уроках английского языка ........ 118
Королѐва Е.В., Кручинина Г.А. Методика формирования регулятивных универсальных
учебных действий как средство развития иноязычных речевых навыков и умений............ 123
Кручинина Г.А., Карасѐва А.В. Особенности обучения английскому языку детей,
профессионально занимающихся спортом ............................................................................... 130
Минеева О.А., Максимова К.А., Бакулина Н.А., Слюзнева К.В. Выбор профессии
учителя: изучение мотивации студентов педагогических специальностей .......................... 136
Оладышкина А.А., Кручинина Г.А. Методологические аспекты преподавания
немецкого языка как иностранного: роль национальных вариантов ..................................... 143
Румянцева А.В. Изучение особенностей принятия решений студентами и школьниками
в Интернете с использованием метода «Мышление вслух» ............................................................ 148
Челнокова Е.А., Фролова Н.В., Терехина А.Е. Профессиональные компетенции
преподавателя-тренера по физической культуре и спорту в высшей школе ................................ 153
Юрасюк Н.В., Ремболович Ж.В. Некоторые аспекты использования информационнокоммуникационных
технологий в образовательном процессе технического вуза .................... 161
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Серых А.Б., Капалыгина И.И. Психическое благополучие как фактор достижения
каждым обучающимся образовательных результатов ............................................................. 166
Сидоров Д.Г., Большев А.С., Щукин В.М. Анализ влияния функционального состояния
организма студентов на показатели испытаний комплекса ГТО ........................................... 173
Арифулина Р.У., Катушенко О.А. Становление и развитие олимпиадного педагогического
движения в России ....................................................................................................................... 178
Бояркина А.А., Литасов П.П., Сорока Б.В. Проблема изучения изменения
функциональных возможностей сосудистого русла при различных видах нагрузки
у студентов заочной формы обучения ...................................................................................... 182
Зайцева В.Ф., Зайцева А.А. Использование мобильных приложений на учебных
занятиях по физической культуре ............................................................................................. 188
Коренева М.Р. Российский опыт социально-медико-педагогической поддержки молодых
инвалидов с ментальными нарушениями: теоретический дискурс ........................................ 194
Коренева М.Р. Социально-медико-педагогическая поддержка молодых инвалидов
с ментальными нарушениями в отечественной науке и практике ........................................ 200
Прошутинский Ю.С., Дементьева Н.О. Психологический аспект отражения
информационно-террористической войны в средствах массовой информации
как инструмент профессионализации личности ...................................................................... 208
Челнокова Е.А., Разоренов В.А., Пшеничный А.Ю., Траханов А.А. Активные методы
обучения как фактор формирования мотивационно-ценностного отношения к занятиям
физической культурой и спортом студентов высшей школы ................................................. 211
4
Стр.4
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Зубарева Н.П. Активизация учебного процесса обучения математике с применением
кейс-метода .................................................................................................................................. 217
Корнева И.П. Начало обучения физике в Альбертине: исторический аспект становления
системы физического образования в Кѐнигсбергском университете в начале XIX века .... 221
Корнева И.П. Применение теории графов в современной логистике ................................... 225
Мухина С.Н., Скоробогатых Е.Ю. К вопросу о разработке методики подведения
итогов математической олимпиады в техническом вузе......................................................... 229
Токмазов Г.В. Формирование обобщѐнных исследовательских умений в процессе
изучения математики .................................................................................................................. 235
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мойсеенко С.С. Методологические основы применения игровых имитационных
экспериментов в формировании исследовательской готовности морских специалистов ... 239
Силина С.Н., Новосѐлов К.А. Профессиональная мотивация студентов морского вуза .... 245
Даниленкова В.А. Особенности формирования компетентности экологической
безопасности студентов морского вуза ..................................................................................... 258
Дерендяева Т.М. Формирование готовности к профессиональному самосовершенствованию
при обучении морских специалистов ........................................................................................ 262
Баженов В.А. Возможность применения кейс-технологий для изучения основ
информационной безопасности ................................................................................................. 268
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Фадеева В.В., Кодоева А.Ч. Модель учебно-профессиональной адаптации курсантов
к обучению в вузе МВД РФ ....................................................................................................... 271
Давыдов Д.В., Дорофеев В.С. Конфликтологическая культура курсантов военных вузов
войск национальной гвардии. Исторические этапы развития ................................................ 276
Дорофеев В.С., Ходак В.Н. Сущность, содержание и механизмы оптимизации процесса
профессиональной подготовки будущих офицеров-кинологов в вузе войск
национальной гвардии Российской Федерации ....................................................................... 281
Габбасов Н.Н. Формирование авторитета командира в служебно-боевой деятельности ... 287
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Гасанова Кенуль Адалят кызы Проблемы педагогики семейного воспитания:
генезис становления в истории педагогики .............................................................................. 290
Меньшикова О.А. Основные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания
детей дошкольного возраста в России в исторической ретроспективе ................................. 295
Тукачева Т.П. Стресс-факторы профессиональной деятельности педагогов дошкольного
образования .................................................................................................................................. 300
ABSTRACTS...................................................................................................................................... 305
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ................................................................................................ 318
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА ..................................................................................... 322
5
Стр.5