ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Н.Ю. Бугакова
доктор педагогических наук, профессор,
первый проректор
ФГБОУ ВО «КГТУ»
bugakova@klgtu.ru
И.Г. Лурье
доктор педагогических наук, профессор,
профессор кафедры высшей математики
ФГБОУ ВО «КГТУ»
inna.lurje@gmail.com
Н.В. Шинкарева
кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры физики,
Калининградский филиал
Военного учебно-научного центра
военно-морского флота
«Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова»
г. Калининград
inna.lurje@gmail.com
Методика и реализация дидактических возможностей
педагогических оснований
Рассматриваются методики эффективного и результативного обучения с учетом
эргономических характеристик образовательной среды вуза
Ключевые слова: инновация; методика; эргонометрия; образовательная среда
Перед изложением методики для исключения неоднозначности трактовки ее целевого
предназначения, прежде всего необходимо остановиться на определении терминов,
фигурирующих в ее названии.
Термин «методика» трактуется как алгоритмизированная последовательность
действий, которая способна обеспечить решение определенной задачи при условии достаточной
квалификации лица, ее реализующего. «Инновация» определяется как изменение
в содержании и технологии обучения и воспитания, которое подтвердило свою
дидактическую эффективность в условиях одной системы обучения (СО). Дидактический
потенциал педагогической инновации – это ее возможности в достижении определенных
результатов обучения, тот потолок результативности обучения, который может
быть достигнут при реализации инновации в идеальных для нее условиях. Система обучения
образовательной среды исследуется на предмет оценки ее влияния на дидактическую
эффективность.
7
Стр.1
Цель разработки методики – определение алгоритмизированной последовательности
действий, которая обеспечивает выявление характеристик системы обучения, препятствующих
реализации дидактического потенциала педагогической инновации в образовательной
среде. Сама постановка этой задачи предполагает наличие полного перечня
и структуры характеристик образовательной среды вуза, которые способны оказывать
влияние на эффективность обучения. Эта структура представлена на рис. 1.
Факторы, определяющие эффективность обучения делятся на характеристики образовательной
среды системы обучения. В характеристики образовательной среды входят
ее условия жизнедеятельности, цели и методы воспитания, личностные характе-ристики
воспитателей и ближайшее окружение обучаемых (преподаватели, друзья
и пр.). Характеристики системы обучения делятся на психолого-педагогические (педагогическое
взаимодействие: содержание, стратегия, методика обучения; формирование
личностных качеств обучаемого – убеждения, способности, направленность, квалификация;
стиль педагогической деятельности; личностные качества обучающихся – психологические,
социальные), эргономические, включающие уровни рабочих мест, комфортности
помещений, режим труда и отдыха, характеристика образовательной среды на рабочих
местах.
Представленная структура факторов определяет совокупность характеристик, которые
должны быть проанализированы и выявлены для эффективного внедрения педагогических
инноваций в образовательную среду.
Для решения поставленной задачи эффективность внедрения педагогических инноваций
в образовательную среду вуза определим как реальную (РЭ), которая является
фактической, и прогнозируемую (потенциальную, ПЭ). При этом реальная эффек-тивность
(РЭ) педагогических инноваций в образовательную среду будет существенно более
низкой, чем прогнозируемая или потенциальная (ПЭ).
Исходные условия данной задачи включают:
1. Номенклатуру характеристик, приведенных на рис. 1.
2. Характеристики системы обучения реальной (СОРЭ) и системы обучения прогнозируемой
(СОПЭ), данные об эффективности которых являются основанием для
внедрения инновации, и результаты обучения в ней.
3. Характеристики той системы обучения (СОРЭ), в которой дидактический потенциал
инновации не был полностью реализован.
Требованием задачи является выявление и оценка значимости факторов, оказывающих
негативное влияние на внедрение педагогической инновации в систему обучения
результативности и эффективности.
Алгоритм решения задачи выявления факторов, препятствующих эффективности
внедрения педагогической инновации в образовательную среду представлен
рис. 2.
на
8
Стр.2