ББК 74.58
Учредитель: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота:
психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования).
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences
(Theory and methods of professional education): научный рецензируемый журнал / под ред. Научной
школы Г.А. Бокаревой. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2018. – № 1 (43). – 264 с.
ISSN 2071-5331
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii
Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению
профориентированного процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода,
основателем которой является Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук,
профессор Галина Александровна Бокарева.
Рецензируемый научный журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ от 19 февраля
2010 г. № 6/6; от 1 декабря 2015); зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ
№ ФС77-31377 от 11 марта 2008 г.); представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) – головном
исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
и имеет импакт-фактор Российского индекса научного цитирования (ИФ РИНЦ) (сублицензионный
договор № 17-11/08); зарегистрирован в Международной базе данных периодических и продолжающихся
изданий Ulrich’s Periodicals Directory, электронные версии журнала размещены также
на сайте Национального цифрового ресурса Руконт – www.rucont.ru и в Центре электронных ресурсов
«Агентство "Книга – Сервис"» – www.akc.ru
Сайт журнала http: //www.bgarf.ru
Подписной индекс: по каталогу Роспечати – 70679.
Выходит 4 раза в год. Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу.
Перепечатка материалов из журнала допускается по согласованию с редакцией журнала.
Ссылка на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор
Гончаров Сергей Владимирович, доктор психологических наук, профессор
Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург)
Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Серых Анна Борисовна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
Тамарская Нина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического
образования. Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области педагогики,
профессиональной педагогики, инженерной педагогики, теории и методики профессионального образования,
психологии, аспирантов, докторантов и соискателей.
ISSN 2071-5331
ISBN 978-5-7481-0392-3
© Авторы статей, 2018
© БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ», 2018
2
Стр.2
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора ....................................................................................... 6
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Бугакова Н.Ю. Проектирование образовательной программы по подготовке
специалистов технического профиля ................................................................................... 7
Витебская А.В. Управление образованием как средство личностно-профессионального
развития студентов экономических специальностей ......................................................... 11
Костылев Е.Н., Шмелькова Л.В. Смысловые трансформации в восприятии
коррупции и возможности их предупреждения .......................................................... 17
Коноплева И.А., Герасимова А.В., Коноплева В.С. Внедрение автоматизированной
системы как средство повышения эффективности управления вузом ............................. 23
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мойсеенко С.С. Организация непрерывного развития профессионализма
специалистов в области организации грузоперевозок ....................................................... 31
Мычко Е.И., Краковская М.С. Модернизация процесса профессиональной
подготовки педагогов к построению социального пространства отношений
дошкольников ......................................................................................................................... 36
Тамарская Н.В. Принципы формирования универсальных и
общепрофессиональных компетенций аспирантов ............................................................ 41
Клеменцова Н.Н. Проблема формирования общекультурной компетентности:
вопросы перехода на новые образовательные стандарты ВПО ........................................ 44
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Вавилова Л.Н., Масленников П.В. К вопросу индивидуализации процесса
обучения в аспекте формирования профессиональной идентичности ............................. 54
Самсонова Н.В., Потменская Е. В. Государственная политика в области
управления талантами студентов в России.......................................................................... 58
Безуглая Т.И. Развитие зарубежного и отечественного психологического
знания на рубеже XIX-XX веков .......................................................................................... 63
Богданов С.А., Вяткина Л.Б. Профессиональные способности менеджеров
образования ............................................................................................................................. 71
Ермакович С.П. Теория межгрупповых отношений и социальных изменений .............. 83
Москвина А.С., Третьяков А.Л. Инновационный механизм организации
правового просвещения обучающихся в современной педагогической теории и
образовательной практике ..................................................................................................... 86
Потменская Е.В. Теоретические аспекты исследования управления талантами .......... 95
Торопов П.Б. Результат педагогического эксперимента: cоциальное содействие
как технология просоциального образования .................................................................... 98
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Власова Е.З., Иванова Е.А., Сысоева А.С. Инфографика как инструмент
профессиональной подготовки современного учителя ................................................... 104
3
Стр.3
Пугачев И.А., Варламова И.Ю., Будильцева М.Б. Лингвоориентированное обучение
произношению иностранных студентов на среднем этапе ............................................. 112
Рудинский И.Д., Абдулхамид Т. Экспериментальное исследование эффективности
применения asr-технологии на занятиях по изучению иностранного языка ................ 121
Джанхуватова З.С. Использование веб-квестов в преподавании гуманитарных наук
как средства оценки сформированности образовательных компетенций студентов ............ 133
Соколова И.А. Создание экологического паспорта как технология подготовки
инженерно-технических работников в техническом вузе .............................................. 139
Челнокова Е.А., Сулимова И.Д., Терехина А.Е. Самостоятельная работа
студентов как основа образовательного процесса ........................................................... 143
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Артищева Е.К., Пискун Д.Н. Самоконтроль и коррекция знаний по теме «графы»
с комплексным применением пакетов «Графоанализатор» и «Mathcad» ...................... 149
Агазаде Ш.М. Системный ход механизмов обучения в курсе геометрии
(X-XI классы) ....................................................................................................................... 154
Мухина С.Н., Скоробогатых Е.Ю. Математическая олимпиада как элемент
системы внеаудиторной работы студентов технического вуза ...................................... 159
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Серых А.Б., Капалыгина И.И. Компетентность здоровьесбережения школьников
в информационно-образовательном пространстве .......................................................... 164
Агаев Н.Ф.,Челнокова Е.А.,Фролова Н.В. Инновационные технологии
педагогической деятельности по формированию физической культуры студентов.... 169
Даниленкова В.А. Формирование фондов оценочных средств по экологии
в условиях экологизации образования .............................................................................. 175
Старовойт Н.В. Педагогог инклюзивной школы в ракурсе профессиональных
требований, научных исследований и практики .............................................................. 180
Ширшова Е.О., Остен В.А., Мамулевич А.В. Проблема реализации кругового
метода в физической подготовке студентов ..................................................................... 185
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зайцев А.А., Соколов А.В., Насонова Н.А. Формирование профессиональной
компетентности будущих инженеров-рыбоводов на производственной практике ...... 190
Лурье И. Г. Условия повышения мотивации профессорско-преподавательского
состава вуза к качеству учебно-методической работы ................................................... 195
Крукович Н.П. Прогностическое моделирование в рыболовстве как одна из
составляющих профессионального образования морских инженеров .......................... 199
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Балыко С.В. Комплексные тренажеры «Лагуна» в системе подготовки
корабельных расчетов ......................................................................................................... 205
Альментьев В.С., Пузиков О.П., Ефимов В.С. О необходимости формирования
основ конфессиональной культуры курсантов военных институтов войск
национальной гвардии России ........................................................................................... 208
4
Стр.4
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Базаров Д.А. Особенности обучения информатике в комплексе учебных
дисциплин ВУЗа: на примере «КГТУ» ............................................................................. 213
Кислицын А.С. Электронные образовательные ресурсы и экспериментальная
оценка эффективности их использования......................................................................... 218
Кретов А.Ю. К проблеме исследования нормативно-правовых аспектов
формирования социальной роли и статуса студента ....................................................... 222
Кухоренко Н.В. Девиантное поведение и внутришкольный учет ................................ 226
Митина Е.О. Педагогические условия формирования профессиональной
коммуникативной компетенции бакалавров лингвистики .............................................. 230
Сигиденко С.Ю. Организационные требования к тестовым заданиям,
проводимым с курсантами войск национальной гвардии ............................................... 235
Ткаченко С.В. Возможности иностранного языка в формировании
конкурентоспособности будущих специалистов среднего звена ................................... 239
Щербакова Н.С. Регионоведческий образовательный веб-квест при обучении
устно-речевому иноязычному общению в языковом вузе .............................................. 244
ABSTRACTS ........................................................................................................................ 249
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ .................................................................................... 258
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА ......................................................................... 262
5
Стр.5