Изъ сочин ній, ТОЛЬЕО что вышедшихъ въ св тъ въ Германіи, раішо какъ въ Россіи, *) и относящихся къ разнынъ частямь u системамъ права, не можемъ не обратить вниманія читателя на сл дующія: 1) Romisches und kanonisches Reclit im deutschen Mittelalter, v. <...> II, о разд леніи труда п пр. г Симоненко, Варшава, 1872 г. 5) Selfgovernment. <...> Одпнъ томъ немножко бол е, ч мъ въ 1000 страннцъ. <...> He удпвляйтесь, говоршъ Мутеръ, что канонпки очевидно покавалп тутъ н которыя св д нія въ Corpus jur. civilis, или въ римскомъ прав . <...> Какое то было знапіе п какое изученіе, когда во изб жаніе вс хъ затрудненій въ понііыанш законовъ, сл по держалпсь Suirnna Ganfredi, плп его коыпендіуыа,—это иожно впд ть на приведенномъ у Мутера иріш р какого-то Генриха фонъ-Кирхберга, твердо знавшаго только то, что рішское право высоко стояло въ глазахъ королей и князей, еипскоповъ и городовъ. <...> Первая составная часть этой аиальгамы—ртіское право, прннятое въ теченіе времени ыежду половивои XV и половиноп Х І в ка, носцтъ спеціально названіе права пандектъ. <...> Урокъ и прим ръ для нашихъ пандектистовъ, которые, кажется, хот ли- бы собственною эрудиціею вам нить отечественное законодательство, называя его казуальнымъ, или казупстическимъ, какъ будто leges, plebiscita, edicta у Римлянъ не были въ свое вреыя столько же казуальнымн, или казуистическимн. <...> Столько же знаыенательно положеніе отм ченное Барономъ въ § объ источникахъ пандектъ,—положеніе по которому, при встр ч въ Corpus juris съ греческнмъ текстомъ римскаго закона, противор <...>
Юридическая_библиография.pdf
p
\ к
\%
/
М
\
•
/
ЧК
W л*
Стр.1
ЮРИДИЧЕШЯ БИБЛІОГРАФІЯ.
Изъ сочин ній, ТОЛЬЕО что вышедшихъ въ св тъ въ Германіи,
раішо какъ въ Россіи, *) и относящихся къ разнынъ частямь u
системамъ права, не можемъ не обратить вниманія читателя на
сл дующія:
1) Romisches und kanonisches Reclit im deutschen Mittelalter, v.
D-r Theodor Muther, Rostock, 1871.
2) Pandekten, v. D-r Baron, Prof, an der Univ. zu Berlin, Leipz.
1872.
3) La question electorale en Europe et en Amerique, par Em
Xaville, Geneve et Bale, 1871.
4) Государство, Общество и право, съ точки зр нія законовъ
народнаго хозяйства, Т. II, о разд леніи труда п пр. г
Симоненко, Варшава, 1872 г.
5) Selfgovernment. Communalverfassung und Verwaltungsgerichte
in England, v. D-r Rudolf Gneist, третье изданіе, Berlin,
1871. Одпнъ томъ немножко бол е, ч мъ въ 1000 страннцъ.
6) Reorganisation der inneren Verwaltung Preussens auf Grundlage
der Selbstverwaltung, v. Graf. tl. de Grais, Berlin, 1871.
7) Selbsverwaltung in Preussen u. SelfgOTernment
in England,
u. Nordamerika v. D-r Tellkampf, Prof. in. Breslau, Berlin, 1872.
8) 0 самоуправленіи, князя A. Васнльчикова, T. Ill, С.-Петербургъ,
1871 г.
1). По разсказу доктора Мутера, на о. Рюген доспхъ поръ
показываютъ путешествующимъ развалины одного весьма древняго
монастыря. Но то не настоящія развалины зданія, а скор е
*) Писано въ январ 1872 г.
Стр.2
P ,
• f
_ 2 —
•
• . •
.^, t
• >, Л
остатки первоначально недоконченнаго монастыря. Когда еще
начиБали выёодить ст ны его, случплось р дкое для того временп
событіе. • .
Однажды въ полномъ разгар работы, строители вдругъ зам
тили прпближающуюся къ нпмъ толпу, среди и во глав которой
особенно выдавались два канонпка. Приблпзившись къ
здаыію, одннъ изъ нпхъ наклонился, поднялъ камень п броспдъ
пмъ въ ст пу, а зат мъ была прочтена бумага, въ которой сказано,
чіо, за силою брошеннаго теперь камня, отъ имени такогото
воспрещается продолженіе постройки. Д ло пропсходпло
чежду духовныші влад льцами, которые жііли и д йствовали въ
то вреыя по каноническому, или римскому яраву, такъ что бросаніе
каыня служпло спмволическимъ выраженіемъ для рпмскаго
учрежденія operis novi nuciatio, t.-e, для протеста противъ возведенія
вновь пли противъ разрушенія арежняго построенія.
He удпвляйтесь, говоршъ Мутеръ, что канонпки очевидно покавалп
тутъ н которыя св д нія въ Corpus jur. civilis, или въ
римскомъ прав . Несмотря на частыя запрещенія для духовныхъ
лицъ изучать leges, т.-е. риыское право, среднев ковое
духовенство, влад вшее пскліочптельно латпнскимъ д ловымъ
языкомъ, а потоыу необходішое для пропзводства д лъ св тскпхъ,
часто не ыогло устоять протнвъ соблазна зашшаться ыірскпмп
д ламп, суліівшішп имъ почетъ, власть, богатство п наслажденія,
нензв стныя въ ст нахъ ыонастырей. Образуя нсключптельно
изъ себя п собою церковь, какъ замкнутую корпорацію,
да иы я во глав Папу и Римъ, среднев ковое духовенство
должію было повсгоду знать, нзучать и распространять
свое каповБческое право, частію основанное ва рішскоыъ, слуяипшеыъ
первоначально предметомъ для пзученія въ Рим и
въ Италіп, именно въ Болонь , Паду и другихъ городпхъ юга.
Какое то было знапіе п какое изученіе, когда во изб жаніе
вс хъ затрудненій въ понііыанш законовъ, сл по держалпсь
Suirnna Ganfredi, плп его коыпендіуыа,—это иожно впд ть на
приведенномъ у Мутера иріш р какого-то Генриха фонъ-Кирхберга,
твердо знавшаго только то, что рішское право высоко
стояло въ глазахъ королей и князей, еипскоповъ и городовъ.
Такъ произогаелъ классъ волуоброзованныхъ адвокатовъ, противъ
которыхъ спльно возмущался духъ н иецкаго народа,—которые
употребляли свое поіузнакомство съ ппострапными праванп,
т.-е. съ каноническиііъ и рпмскіпіъ для того, чтобы ста
Стр.3