Патриарх Кирилл «первым грешником»? считал себя даже апостол Почему Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим 1:15). <...> Эти слова звучат в послании апостола Павла к Тимофею. <...> Если апостол Павел, исполненный смирения и готовности принять волю Божию, признавал, что он первый среди грешных, ради спасения которых пришел Христос, то и каждый из нас может вслед за апостолом сказать те же слова: «Я первый среди всех грешных». <...> Но в центре этой фразы — свидетельство о том, что Христос спасает грешных. <...> Не сказал, потому что не святых пришел спасать Господь, но грешных. <...> И нет человека на земле — ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем, — кто бы мог сказать: «Я не имею греха». <...> Каждый имеет грех, и самой правильной оценкой самого себя будет та, что дал апостол Павел: «Я первый среди грешников». <...> А самое опасное для души человека — это сравнивать себя с другими, что чаще всего мы и делаем, когда говорим: «Конечно, я грешный человек», а в душе сравниваем себя с другими — как нам кажется, еще более грешными. <...> Мы сравниваем себя с людьми распутными и говорим: «Посмотрите, как они страшно живут, а у нас семьи, мы храним верность, мы лучше них». <...> Мы сравниваем себя со всеми, о ком повествуют нам телевидение и СМИ, о тех ужасных людях, которые совершают преступления, и многие из нас говорят: «Мы же не такие — конечно, грешные, но не настолько». <...> Он не был человеком робкого десятка — он был человеком принципиальным, мужественным. <...> Мы знаем, что жизненная позиция апостола в провозглашении слова Божия привела его к гибели, к насильственной смерти. <...> И когда он говорит «я первый среди грешников», это не вежливость, не политкорректность — это удивительный пример самоанализа и самооценки вне зависимости от оценки других людей. <...> <…> Наверное, каждый человек понимает, что абсолютное большинство наших неудач проистекает от нас самих. <...> Правда, говоря о своих неудачах, мы очень часто ссылаемся на обстоятельства — внешние <...>