В этом номере мы публикуем фрагмент одной из лекций курса о литературе русского зарубежья. <...> Полный курс смотрите на сайте academy.foma.ru «Лето Господне» и «Богомолье» Ивана Шмелева Самые известные книги Ивана Сергеевича Шмелева — это «Лето Господне» и «Богомолье». <...> История Лектор: Сергей Федякин, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья имени Солженицына, доцент Литературного института их появления необычна. <...> У Шмелева был племянник Ив Жантийом — полуфранцузполурусский. <...> Именно ему с помощью своих очерков он поначалу пытался рассказать, что такое церковные праздники и как они отмечались в России. <...> Причем показать церковную жизнь Шмелев задумал именно глазами ребенка, вспоминая себя самого. <...> Так был написан «Яблочный Спас», а за ним последовали всё новые и новые произведения. <...> Сначала это были маленькие очерки, которые печатались в газете «Возрождение» — одной из ведущих газет русского зарубежья. <...> Постепенно стало понятно, что складывается книга, которую мы знаем теперь как «Лето Господне». <...> Но во время работы над ней Шмелев вспоминает одно паломничество, которое он мальчиком совершил вместе с семьей в Троице-Сергиеву лавру. <...> Так прочерчивается новый сюжет о маленьком путешествии. <...> «Богомолье» было написано довольно быстро, а вот «Лето Господне» потихонечку появлялось в виде отдельных очерков. <...> Жизнь в «Лете Господнем» идет по календарному циклу с остановкой на основных церковных праздниках. <...> Причем композиция прочерчена в подзаголовке книги: «Праздники — Радости — Скорби». <...> Начинается с Великого поста — он изображается как совершенно особый и радостный мир. <...> А завершается скорбями, рассказом о смерти отца, которого сбросила необъезженная лошадь. <...> В конце звучат мрачные ноты, в отличие от «Богомолья», которое полно света. <...> Эти взаимно дополняющие друг друга книги произвели очень сильное впечатление на многих русских за рубежом. <...> Константин Бальмонт, например, держал <...>