2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 5 Драфт: молодая наука А.А. МЕЗЕНИНА (Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия) УДК 821.161.1-32(Юргенсон Л.) <...> Выявляется авторская концепция музыки как части культуры общества. <...> Исследуется место музыки в духовной атмосфере Германии в период власти нацистов. <...> Слияние двух главных тем романа – музыки и национализма, проявляющееся в синкретичной природе центрального образа скрипача-еврея Вальтера Бреннера, позволяет рассматривать сферу культуры на фоне широкого социально-исторического контекста и говорить о переосмыслении места культуры и, в частности, музыки в общественном сознании. <...> Тезис Теодора Адорно о гибели культуры после Освенцима подвергается в романе художественному осмыслению и в целом находит своё подтверждение, но вину за обессмысливание культуры и музыки автор возлагает на плечи людей, в душе которых идеология национал-социализма оказалась способна сосуществовать наравне с эстетическим чувством. <...> В 70-х семья писательницы эмигрировала из Советского союза во Францию. <...> Сама Юргенсон признаётся, что в годы молодости ею владели антисоветские настроения, порождённые тяжёлой атмосферой в стране и в семье писательницы: «Я росла в совершенно антисоветской семье. <...> Жизнь и творчество Юргенсон, тем не менее, всегда оставались в тесной связи с русской культурой, т.к. писательница умела разграничивать между собой области культуры и политики: «У меня никогда не было 140 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 5 Драфт: молодая наука отторжения русской культуры, я всегда разделяла культуру и правительство, политический строй» [Сикорская 2015]. <...> Между жизнью самой писательницы и музыкой существует органически сформировавшаяся «кровная» связь (Люба Юргенсон является внучкой знаменитого музыкального издателя Петра Юргенсона). <...> Тема Аушвица и судьбы еврейского народа в свою очередь тесно переплетается с личной трагедией семьи <...>