Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.
Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка  / №1 2017

РЕЦЕНЗИИ. В. А. МИЛОВИДОВ. СЕМИОТИКА ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА: МОНОГРАФИЯ. М.: БУКИ ВЕДИ, 2016. 172 с. (200,00 руб.)

0   0
Первый авторКарасик
Страниц2
ID581344
АннотацияРецензируемая книга известного отечественного филолога представляет собой исследование, посвященное литературно-художественному дискурсу, рассматриваемому с позиций семиотики. Монография состоит из четырех глав, посвященных соответственно методологии дискурсивного анализа художественного текста и знаковым аспектам этого явления – его синтактике, семантике и прагматике
Карасик, В.И. РЕЦЕНЗИИ. В. А. МИЛОВИДОВ. СЕМИОТИКА ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА: МОНОГРАФИЯ. М.: БУКИ ВЕДИ, 2016. 172 с. / В.И. Карасик // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка .— 2017 .— №1 .— С. 69-70 .— URL: https://rucont.ru/efd/581344 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рецензируемая книга известного отечественного филолога представляет собой исследование, посвященное литературно-художественному дискурсу, рассматриваемому с позиций семиотики. <...> Монография состоит из четырех глав, посвященных соответственно методологии дискурсивного анализа художественного текста и знаковым аспектам этого явления – его синтактике, семантике и прагматике. <...> Автор разделяет и развивает идеи М.М. Бахтина относительно природы речевой деятельности и дает следующее определение дискурса: “Диалогическая и динамическая мыслительно-речевая практика, протекание которой обусловлено местом, временем, культурно-историческим и социальнопсихологическим контекстом говорения (креативным контекстом) и слушания (рецептивным контекстом), характером намерений говорящего и слушающего, особенностями специализированных языков, которыми кодируется сообщение, а также особенностями языков декодирования” (с. <...> Это определение безусловно является шагом вперед в общей теории дискурса, поскольку оно синтезирует традиционно выделяемые ситуативные характеристики дискурса, противопоставляя креативный и рецептивный контекст, с одной стороны, и средства вербализации общения, с другой стороны. <...> Особенно важным здесь является определение языков – специализированные языки кодирования и декодирования. <...> Такое понимание дискурсивной практики следует признать новым. <...> Эта позиция автора не противоречит тезису М.М. Бахтина, который подчеркивал, что противопоставление говорящего и слушающего в диалоге всегда условно. <...> Важнейшим методологическим основанием для понимания художественного текста как дискурсивного, т.е. динамического феномена является четко формулируемый автором принцип комплементарности объекта филологического анализа. <...> Если упростить положение дел, то можно сказать, что трехмерная семиотическая модель дискурса не сводится к простой бинарной схеме, предполагающей некий первоэлемент <...>