Автоматика и телемеханика, № 1, 2017 c (Уф 2017 г. Е.В. ОРЛОВА, канд. техн. наук (ekorl@mail.ru) имский государственный авиационный технический университет) УПРАВЛЕНИЕ ХАОТИЧЕСКОЙ ДИНАМИКОЙ ЦЕН В МОДЕЛИ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ Рассматривается динамическая модель ценовой конкуренции, в которой процессы стратегического взаимодействия фирм на рынке несовершенной конкуренции описываются с помощью теоретико-игрового подхода и методов нелинейной динамики. <...> Динамика ценообразования фирм моделируется с помощью разностных уравнений (отображений). <...> Предложены внутрифирменные механизмы адаптации, основанные на изменении цен, пропорциональном скорости изменения прибылей фирм и позволяющем привести цены к локальному равновесию по Нэшу и стабилизировать хаотическую динамику рынка. <...> Ключевые слова: нелинейная экономическая динамика, модель ценовой конкуренции, периодический и хаотический динамические режимы, нелинейная динамика рынка, управление ценообразованием, бифуркационный анализ, устойчивость по Ляпунову, стратегическое взаимодействие фирм, равновесие по Нэшу. <...> Введение Одним из важнейших инструментов управления деятельностью фирмы в условиях нестационарности параметров внешней среды и зависимости сфер производства и потребления является механизм адаптивного ценообразования. <...> Процессы формирования и изменения цен, их структуры и уровни должны быть согласованы как со стратегическими целями фирм, так и с изменяющимися предпочтениями потребителей. <...> Модели ценообразования в условиях несовершенной конкуренции разнообразны, порождаются различными типами стратегического взаимодействия фирм, степенью воздействия спроса на цену и различаются в зависимости от наличия следующих факторов: 1) однородности (неоднородности) производимой продукции; 2) типа ограничения на производственные мощности; 3) наличия сговора конкурентов; 4) наличия фирмы-лидера по издержкам; 5) наличия барьеров входа на рынок <...>