Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Лингвокультурология  / №10 2016

ИНИЦИИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (125,00 руб.)

0   0
Первый авторЛунёва
Страниц7
ID579760
АннотацияСтатья посвящена феномену коммуникативной инициативы. В работе представлены результаты анализа механизма взятия и удержания инициативы, а также проявление инициативы в завершении беседы. Описаны константные и переменные составляющие данного процесса, вербальные и невербальные средства выражения
УДК81'271.2
Лунёва, О.В. ИНИЦИИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / О.В. Лунёва // Лингвокультурология .— 2016 .— №10 .— С. 251-257 .— URL: https://rucont.ru/efd/579760 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 81'271.2 ББК Ш105.55 О. В. Лунёва Волгоград, Россия КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС1 ИНИЦИИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ АННОТАЦИЯ. <...> В работе представлены результаты анализа механизма взятия и удержания инициативы, а также проявление инициативы в завершении беседы. <...> Описаны константные и переменные составляющие данного процесса, вербальные и невербальные средства выражения. <...> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: межличностное общение, позитивная коммуникация, коммуникативная инициатива, культура речи, речевая деятельность, вербальное общение, невербальное общение. <...> И от того, насколько удачным будет этот первый шаг, зависит в целом успешность и позитивность коммуникативного процесса. <...> Процесс взятия инициативы отражает соотношения механизмов внутренней речи с универсально-предметным кодом как «стыком речи и интеллекта» [Жинкин 1982], что представляет собой движение от замысла к его вербализации согласно универсальной общечеловеческой схеме смыслообразования. <...> Анализируя механизм коммуникативной инициативы, мы выделяем ряд константных и переменных составляющих, определяющих характер и успешность данного коммуникативного процессса. <...> К к о н с т а н т н ы м составляющим относятся: зарождение интенции, формулировка содержания сообщения на уровне внутренней речи, передача сигналов инициирования общения, введение новой темы, мена коммуникативных ролей, передача сигналов завершения общения. <...> П е р е м е н н ы м и с о с т а в л я ю щ и м и являются: гладкая мена коммуникативных ролей либо взятие инициативы силой; ее добровольная либо вынужденная передача партнеру по общению; развитие/смена темы самостоятельно либо собеседником и т.д. <...> З а р о ж д е н и е и н т е н ц и и является обязательной начальной стадией порождения речевого высказывания. <...> Коммуникативная интенция понимается как конкретная цель высказывания, отражающая потребности и мотивы говорящего (эгоцентризм/децентризм; активность/пассивность; темперамент; уровень воспитанности <...>