Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
0   0
Первый авторМишура Екатерина Сергеевна
Страниц11
ID578895
АннотацияМишель Анри – влиятельный французский феноменолог, философия которого до сих пор мало представлена и изучена в России. В первую очередь этот автор известен своими исследованиями по феноменологии жизни и аффективности, а также анализом абстрактной живописи. В данной статье предпринята попытка обосновать взаимосвязанность эпистемологических и эстетических размышлений философа. В частности, показывается, что эпистемологическим следствием проекта неинтенциональной феноменологии М. Анри является эстетизация смысла. Истоком всякого смысла в философии Анри является прафеномен жизни, который носит исключительно аффективный характер. Интенциональное смыслонаделение, описанное Эдмундом Гуссерлем, не способно, с точки зрения Анри, без искажений воспринять подобные аффективные смыслы. В результате сам процесс смыслонаделения неизбежно переходит в область аффективного. Тезис автора статьи состоит в том, что наиболее аффективно наполненным опытом, который позволяет установить соответствие между внутренним переживанием и внешним выражением, становится именно эстетический опыт. Как следствие, именно он оказывается средоточием смысла в философском проекте Анри. В первой части статьи раскрывается суть неинтенционального подхода Анри; согласно данному подходу, активный сознательный субъект вытесняется пассивным и аффицированным внутренней жизнью. Во второй части дается более детальное описание прафеномена жизни, которому Анри отводит ключевое место в своей философии. В заключительной части автор обращается к эстетическому наследию Анри и показывает, что эстетический опыт в рамках феноменологии Анри оказывается наиболее полным в смысловом отношении.
Мишура, Е.С. Эстетизация смысла в феноменологии Мишеля Анри / Е.С. Мишура // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки .— 2017 .— № 1 .— URL: https://rucont.ru/efd/578895 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Автор трех научных публикаций* ЭСТЕТИЗАЦИЯ СМЫСЛА В ФЕНОМЕНОЛОГИИ МИШЕЛЯ АНРИ Мишель Анри – влиятельный французский феноменолог, философия которого до сих пор мало представлена и изучена в России. <...> В первую очередь этот автор известен своими исследованиями по феноменологии жизни и аффективности, а также анализом абстрактной живописи. <...> В данной статье предпринята попытка обосновать взаимосвязанность эпистемологических и эстетических размышлений философа. <...> В частности, показывается, что эпистемологическим следствием проекта неинтенциональной феноменологии М. <...> Истоком всякого смысла в философии Анри является прафеномен жизни, который носит исключительно аффективный характер. <...> Интенциональное смыслонаделение, описанное Эдмундом Гуссерлем, не способно, с точки зрения Анри, без искажений воспринять подобные аффективные смыслы. <...> Тезис автора статьи состоит в том, что наиболее аффективно наполненным опытом, который позволяет установить соответствие между внутренним переживанием и внешним выражением, становится именно эстетический опыт. <...> Как следствие, именно он оказывается средоточием смысла в философском проекте Анри. <...> Во второй части дается более детальное описание пра-феномена жизни, которому Анри отводит ключевое место в своей философии. <...> Ключевые слова: Мишель Анри, неинтенциональная феноменология, Гуссерль в концепции Анри, прафеномен жизни, эстетический опыт, эстетизация смысла. <...> Одной из важней* ших философских новаций Мишеля Анри (1922–2002) стал проект неинтенциональной феноменологии, за которым он видел будущее Адрес: 105066, Москва, ул. <...> С точки зрения классической феноменологии сама формулировка «неинтенциональная феноменология» звучит как оксюморон (можно вспомнить хотя бы цитату из «Идей» Э. <...> Гуссерля: «…от сущности любого актуального cogito неотделимо то, что оно есть сознание чего-либо <…> <...> Анри видит себя феноменологом, но суть феноменологии для него – в определении самой феноменальности <...>