3 лению дефектов на деталях класса валов и по назначению способов ремонта (восстановления) этих деталей. <...> Характерной особенностью коленчатых и распределительных валов является использование при ремонте коренных, шатунных и опорных шеек ремонтных размеров. <...> Для назначения ремонтного размера на шейки вала необходимо определить: 1) их овальность и конусообразность; 2) исходный номинальный или ремонтный размер перед эксплуатацией dисх; 3) наибольший диаметральный износ Idmax: Idmax = dисх - dmin, (1.1) где dисх – исходный перед вводом в эксплуатацию двигателя номинальный или ремонтный размер шейки, мм; dmin – минимальный диаметр шейки вала после износа, мм. <...> При ремонте ближайший категорийный ремонтный размер dкp определяется по формуле dкp ≥ dисх 2[ kIdmax + (Ha + Ta) + Yост 2 + Ey 2 + C 2 ], (1.2) где к - коэффициент неравномерности износа. <...> Можно принять к = 0,8 для коренных и шатунных шеек коленчатых валов и для опорных шеек распределительных валов к = 0,5; Ha – наибольшая радиальная глубина рисок и царапин на поверхности шеек, мм; Ta – глубина дефектного (отпущенного) слоя из-за задира или прижога с подплавлением шейки, мм. <...> При шлифовании коренных и шатунных шеек коленчатых валов в регулируемых центросместителях и с выверкой по индикатору можно принять Ey = 0,03–0,05 мм; С – наибольшая суммарная погрешность линейного и углового расположения оси шатунной шейки коленчатого вала из-за нарушения радиуса кривошипа EPR и скрученности вала EPθ (векторная сумма), мм. <...> В данной работе наибольшее изменение радиуса кривошипа шатунных шеек EPR определяется экспериментально, а скрученность вала условно не учитывается, т. е. принимается EPθ = 0. <...> При расчете ближайшего ремонтного размера коренных шеек коленчатого вала суммарная погрешность С расположения осей шатунных шеек не учитывается. <...> Определить погрешности геометрической формы шеек коленчатого вала (овальность, конусообразность), диаметр наиболее изношенной шейки вала dmin и исходный номинальный или ремонтный <...>
Основы_технологии_производства_и_ремонта_транспортных_и_транспортно-технологических_машин_и_комплексов_Учебное_пособие._Направление_подготовки_190600.62,_23.03.03_-_Эксплуатация_транспортно-технологич_titlebreak_обили_и_автомобильное_хозяйство._Бакалавриат.pdf
УДК 621.8 (075.8)
ББК 38.74 я73
О 75
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
О 75 Основы технологии производства и ремонта транспортных
и транспортно-технологических машин и комплексов:
лабораторный практикум / сост.: Н. И. Ющенко, А. С. Волчкова.
– Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 126 с.
Лабораторный практикум составлен в соответствии с требованиями
ФГОС ВПО, содержит в каждой работе теоретическое
обоснование, сведения по устройству, наладке и эксплуатации
технологического оборудования и оснастки, указания по выполнению
технологических расчетов.
Предназначен для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 230303 – Эксплуатация транспортно-технологических
машин и комплексов», профилям: «Автомобили и автомобильное
хозяйство», «Сервис транспортных и транспортно-технологических
машин и оборудования (строительные, дорожные и коммунальные
машины), квалификация выпускника «Бакалавр».
УДК 621.8 (075.8)
ББК 38.74 я73
Составители:
канд. техн. наук, доцент Н. И. Ющенко,
канд. социол. наук, ст. преподаватель А. С. Волчкова
Рецензенты:
канд. техн. наук, доцент А. Г. Бабич,
инженер по гарантии
ОАО «СБСВ-КлючАвто Ставрополь» А. Б. Кравец
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Российский транспорт непрерывно пополняется автомобилями
отечественного и зарубежного производства. В ближайшее десятилетие
ожидается удвоение парка автомобилей. Развивается
рынок услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.
В современных экономических условиях создается сеть предприятий
по текущему и капитальному ремонту автомобилей и их
агрегатов.
Специалистам автомобильного транспорта необходимы прочные
знания, умения и практические навыки по основам организации
и технологии ремонта автотранспортных средств отечественного
и зарубежного производства.
Формируемые профессиональные компетенции:
ПК-5 – владение знаниями об особенностях обслуживания и
ремонта технического и технологического оборудования и транспортных
коммуникаций;
ПК-7 – способность к освоению технологий и форм организации
диагностики, технического обслуживания и ремонта транспортных
и технологических машин и оборудования;
ПК-10 – умение изучать и способность анализировать необходимую
информацию, технические данные, показатели и результаты
работы по совершенствованию технологических процессов
эксплуатации, ремонта и сервисного обслуживания транспортных
и транспортно-технологических машин различного назначения, их
агрегатов, систем и элементов;
ПК-20 – способность использовать технологии текущего ремонта
и технического обслуживания с использованием новых материалов
и средств диагностики.
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………….. 3
Лабораторные работы
1. Дефектовка автомобильных деталей…………………….. 4
2. Магнитная дефектоскопия деталей………………………. 14
3. Растачивание цилиндров (гильз цилиндров)
автомобильного двигателя…………………………………… 25
4. Электроискровое наращивание деталей и упрочнение
инструмента…………………………………………………... 37
5. Балансировка автомобильных деталей………………….. 49
6. Установка коленчатого вала в блок цилиндров
автомобильного двигателя…………………………………… 63
7. Ремонт деталей полимерами……………………………… 78
8. Ремонт и испытание топливных насосов высокого
давления………………………………………………………. 89
9. Технологический процесс ремонта местных
повреждений автомобильных шин и камер………………… 106
Литература…………………………..……………………….. 112
Приложения………………………………………………….. 114
125
Стр.125