МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И АДАПТАЦИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 034000.68 – Конфликтология Профиль подготовки «Философия конфликта и конфликтология» Магистратура Ставрополь 2015 УДК 314.8:316.4/. <...> Пособие, представляющее собой курс лекций, разработано в рамках реализуемого СКФУ инновационного образовательного проекта «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой молодежи в полиэтничном регионе» по направлению «Безопасность и противодействие терроризму», Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034000.68 – Конфликтология, профилю подготовки «Философия конфликта и конфликтология». <...> Составители: д-р филос. наук, профессор М. Е. Попов, канд. филос. наук С. В. Попова Учебное пособие подготовлено в рамках проекта «Социокультурная интеграция как способ снижения этнической напряженности на Северном Кавказе», Грант Президента Российской Федерации МД-7429.2015.6. <...> Данная проблема обостряется в кризисные периоды развития общества, когда социокультурная интеграция приобретает статус важнейшего условия безопасности человека, становится средством обеспечения непрерывности индивидуальной биографии, преемственности в жизненных стратегиях и смыслах бытия, а в конечном итоге – сохранения душевного здоровья личности в быстро меняющемся социуме. <...> СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ План 1.1. <...> В антропологии используются также родственные категории «инкультурация», «аккультурация» как формы и ступени длительного процесса адаптации, характеризующие процесс и результат вхождения личности или этносоциальной группы в иную культуру (инкультурацию правомерно рассматривать как контекст адаптивных <...>
Основы_социокультурной_интеграции_и_адаптации_учебное_пособие_Направление_подготовки_034000.68_–_Конфликтология._Профиль_подготовки_«Философия_конфликта_и_конфликтология»._Магистратура.pdf
УДК 314.8:316.4/.7 (075.8)
ББК 60.7:71.4/2 я73
О 75
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
О 75 Основы социокультурной интеграции и адаптации:
учебное пособие / сост.: Попов М. Е., Попова С. В. –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 121 с.
Пособие, представляющее собой курс лекций, разработано
в рамках реализуемого СКФУ инновационного образовательного
проекта «Формирование российской идентичности и правовой
культуры студенческой молодежи в полиэтничном регионе» по направлению
«Безопасность и противодействие терроризму»,
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 034000.68 – Конфликтология, профилю подготовки
«Философия конфликта и конфликтология».
Составители:
д-р филос. наук, профессор М. Е. Попов,
канд. филос. наук С. В. Попова
Учебное пособие подготовлено в рамках проекта
«Социокультурная интеграция как способ снижения этнической
напряженности на Северном Кавказе», Грант Президента
Российской Федерации МД-7429.2015.6.
Эксперты Центра научно-методического сопровождения
инновационных проектов и программ гуманитарного профиля:
д-р социол. наук, профессор А. М. Ерохин,
канд. филос. наук, доцент Н. Г. Гузынин
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современный мир характеризуется тенденцией к увеличению
этнических контактов, размывающих культурные границы. Политическая
устойчивость и функциональность демократического
государства строится на объединении людей разных религий
и культур, на формировании гражданской идентичности. В этой
связи большое значение приобретает системное изучение социокультурной
интеграции, в широком смысле понимаемой как многомерный
процесс, благодаря которому человек достигает высокого
уровня совместимости с культурной средой, а также результат этого
процесса (интеграционная идентичность). Выделяют внутреннюю
(имманентную) сторону интеграции, выражающуюся в чувстве
удовлетворенности и полноты жизни (социальная адаптация),
и внешнюю – которая проявляется в активном творческом участии
личности в гражданском обществе (гражданская интеграция).
Проблема социокультурной интеграции и адаптации региональных
сообществ к изменяющимся условиям глобального мира
является одной из актуальных в теоретико-методологическом и
практическом аспектах. Это обусловлено не только фундаментальным
положением проблем интеграции в современных социальных
науках, но и требованием времени, реалии которого заставляют
искать новые интеграционные ресурсы в изменяющемся мире.
Данная проблема обостряется в кризисные периоды развития общества,
когда социокультурная интеграция приобретает статус
важнейшего условия безопасности человека, становится средством
обеспечения непрерывности индивидуальной биографии, преемственности
в жизненных стратегиях и смыслах бытия, а в конечном
итоге – сохранения душевного здоровья личности в быстро меняющемся
социуме.
В России и ее полиэтнических регионах социальные, политические,
культурные трансформации последних десятилетий обусловили
глубинную смену ценностей, моделей поведения, оснований
для консолидации и гражданской интеграции. В социокультурной
плоскости актуальность комплексного решения проблем интегра3
Стр.3
ции вызвана не столько изменением традиционных моделей консолидации
(этнорелигиозной и идеологической), сколько необходимостью
выработки новых, отражающих модернизационное
стремление современного российского общества к устойчивому
демократическому развитию.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ..............................................................................
I. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
И АДАПТАЦИЯ В СИСТЕМЕ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
1.1. Методология и теория социокультурной интеграции.....
1.2. Базовые измерения адаптации и интеграции....................
II. МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ
ЛИЧНОСТИ
2.1. Аккультурация и культурная идентичность......................
2.2. Структура социальной адаптации........................................
III. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И КУЛЬТУРНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ. ЦЕННОСТНОНОРМАТИВНОЕ
ПОЛЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ
3.1. «Инкультурация» и «социализация»: соотношение
понятий...............................................................................................
3.2. Ценностно-нормативные аспекты этнокультурной
идентичности.....................................................................................
3.3. Культурная вариативность результатов инкультурации..
IV. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
МИГРАНТОВ. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ
И ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ
4.1. Социокультурная адаптация и интеграция мигрантов.....
4.2. Национально-культурные объединения
как инструмент адаптации и интеграции мигрантов................
4.3. Социально-интеграционные функции праздника...........
3
5
10
15
39
43
50
60
66
74
78
119
Стр.119
V. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ В ПРИНИМАЮЩЕМ ОБЩЕСТВЕ.
СВЕТСКИЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ
5.1. Особенности межкультурного взаимодействия
принимающего населения. Миграционные процессы
в России...............................................................................................
5.2. Перспективы и модели адаптации мигрантов
к принимаемому сообществу в странах традиционной
миграции............................................................................................
5.3. Национальный этикет..............................................................
VI. ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ СРЕДСТВАМИ
ОБРАЗОВАНИЯ
6.1. Педагогические основы адаптации детей-мигрантов
в поликультурном образовательном пространстве.................
6.2. Функции поликультурного образования............................
6.3. Арт-педагогика и миграционная педагогика......................
87
90
99
101
106
110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................. 118
120
Стр.120