Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 659051)
Контекстум

Ислам на Кавказе : учебное пособие. Бакалавриат (290,00 руб.)

0   0
АвторыКорольков К. В.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц204
ID578778
АннотацияПособие подготовлено как курс лекций в соответствии с учебной программой дисциплины «Ислам на Кавказе». Основное внимание в пособии уделено истокам, развитию и распространению в кавказском регионе мусульманства. Предназначено для студентов всех специальностей, а также всем, кто интересуется процессами, связанными с религией в России
Кому рекомендованоПредназначено для студентов всех специальностей, а также всем, кто интересуется процессами, связанными с религией в России
Ислам на Кавказе : учебное пособие. Бакалавриат / К. В. Корольков .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 204 с. — URL: https://rucont.ru/efd/578778 (дата обращения: 03.10.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Особенности становления и развития исламской цивилизации . <...> Ислам как идеологическая основа борьбы Кавказа за независимость от Российской империи . <...> Данный процесс занял почти весь ХХ в., и в ходе него возник политический ислам (исламизм), который укрепил свои позиции после исламской революции 1978–1979 гг. в Иране. <...> Известные события конца XX – начала XXI вв. в кавказском регионе, приведшие к многочисленным человеческим жертвам и крупным социальным потрясениям, заставляют обратить внимание на социальные истоки и социальную базу исламской религии у народов России. <...> В итоге на основе исламской религии возник Арабский халифат – исламское теократическое государство. <...> В настоящее время происходит процесс духовного воссоединения российских мусульман с единоверцами за рубежом, осознание российскими мусульманами, что они есть часть исламского мира [4]. <...> Центром распространения ислама на Кавказе стал город Дербент (Дагестан). <...> Именно здесь проживает наибольшее количество российских мусульман, и именно здесь имели и имеют место попытки радикально настроенных кругов сделать ислам основой сепаратистских настроений среди населения, приводящих к социально-политическим проблемам, вплоть до возникновения горячих точек на территории российского государства. <...> Поэтому изучение истории, культуры и традиций ислама, а также факторов, формирующих социально-религиозное самосознание российских мусульман на Кавказе, является очень важным не только для ученых, политических деятелей, но и для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях кавказского региона, большинству которых предстоит жить и работать в этом регионе в условиях постоянного взаимодействия с представителями различных национальностей и вероисповеданий. <...> В рамках предлагаемого студентам курса лекций автор излагает свой подход к пониманию специфики появления и развития ислама на Кавказе, а также влияния исламской религии на развитие многонационального <...>
Ислам_на_Кавказе_Учебное_пособие._Бакалавриат.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Ислам_на_Кавказе_Учебное_пособие._Бакалавриат.pdf
УДК 343.82-03.6 ББК 67.408.06 И 87 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета И 87 Ислам на Кавказе: учебное пособие / авт.-сост. К. В. Корольков. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 204 с. Пособие подготовлено как курс лекций в соответствии с учебной программой дисциплины «Ислам на Кавказе». Основное внимание в пособии уделено истокам, развитию и распространению в кавказском регионе мусульманства. Предназначено для студентов всех специальностей, а также всем, кто интересуется процессами, связанными с религией в России. УДК 343.82-03.6 ББК 67.408.06 Автор-составитель: кандидат социологических наук, доцент К. В. Корольков Рецензенты: доктор социологических наук, профессор Т. И. Барсукова (ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет приборостроения и информатики» в г. Ставрополе), доцент Л. Н. Королькова (Технологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета) © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ........................................................................................................................ 4 1. Особенности становления и развития исламской цивилизации .... 9 2. Проникновение ислама на территорию Кавказа................................30 3. Особенности распространения ислама на Кавказе в VII–XV вв. ..48 4. Ислам как идеологическая основа борьбы Кавказа за независимость от Российской империи ..........................................71 5. Ход Кавказской войны ..............................................................................93 6. Ислам на Кавказе в советскую эпоху ..................................................118 7. Политическая концепция ислама ........................................................133 8. Ислам как военно-политический фактор на Кавказе. Первая и вторая чеченские войны .......................................................166 9. Государственное законодательство о религии ..................................180 Заключение ...............................................................................................................200 Рекомендуемая литература и источники ..........................................................201
Стр.3
ИСЛАМ НА КАВКАЗЕ ВВЕДЕНИЕ Существующие в современном мире проблемы, связанные с религиозным исповеданием людей, заставляют обратить внимание на изучение истории возникновения и развития различных религиозных вероисповеданий на определенных территориях и у определенных народов. Прежде всего, это касается тех стран, население которых полиэтнично и поликонфессионально. К таким странам относится Российская Федерация. При этом доминирует в данном случае наряду с историческим социально-политический интерес. Исторически сложилось так, что почти все мусульманские страны к концу XIX в. имели повод для противостояния европейским государствам, будучи превращены либо в их колонии, либо в зависимые от них государства. Это привело к небывалой политизации ислама. Данный процесс занял почти весь ХХ в., и в ходе него возник политический ислам (исламизм), который укрепил свои позиции после исламской революции 1978–1979 гг. в Иране. Радикализация мусульман привела к появлению исламистского терроризма [21]. Отсюда вытекает необходимость при изучении религии рассматривать вероисповедание не только с позиций исторического, богословского, философского подходов, но и обращать внимание на социальные факторы, связанные с восприятием людьми особенностей той или иной религии, влияющих на формирование религиозного, а через это и социально-политического самосознания людей. Таким образом, на сегодняшний день политические круги многих стран сталкиваются с серьезными религиозными проблемами на политическом уровне. К России это относится напрямую. Известные события конца XX – начала XXI вв. в кавказском регионе, приведшие к многочисленным человеческим жертвам и крупным социальным потрясениям, заставляют обратить внимание на социальные истоки и социальную базу исламской религии у народов России. Ислам – сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, по мнению многих специалистов, он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских арабских верований и культов, а также возникших ранее монотеистических иудаизма, христианства и зороастризма. - 4 -
Стр.4
Введение Согласно сборнику хадисов имама аль-Бухари, в месяц Рамадан 610 г., когда пророку Мухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана1 . Этот год можно считать годом возникновения ислама. В итоге на основе исламской религии возник Арабский халифат – исламское теократическое государство. В результате арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее он был распространен в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки, достаточно долгое время доминировал на Пиренейском полуострове. По словам С. Хантингтона, в настоящее время ислам является «наиболее быстро растущей религией в мире». Общее количество мусульман составляет по разным оценкам от 1,2 до 1,57 млрд2 Ускоренными темпами растёт мусульманское население Западной . Европы и Северной Америки – традиционно христианских регионов. Всего лишь за полвека – с 1950 по 2000 гг. количество мусульман в Западной Европе выросло втрое, а в Северной Америке – в 14 раз. Сейчас в Западной Европе по разным данным насчитывается от 14 до 20 млн мусульман, т. е. от 4 до 6 % населения, также продолжается экспансия ислама и в Африке, например, очень заметно растёт число мусульман на традиционно христианском юге Нигерии3 . В России ислам является второй по численности верующих религией в Российской Федерации после христианства. Согласно данным переписи населения 2002 г. численность традиционно мусульманских народов в России составило около 14,5 млн чел., что составляет около 10 % населения страны. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, приверженцев ислама в России на тот момент насчитывалось до 20 млн. Этнические мусульмане, т. е., представители народов, в целом исповедующих ислам, согласно переписи 2002 г., составляют большинство населения в семи субъектах Российской Федерации: Ингушетии (98 %), Чечне (96 %), Дагестане (94 %), Кабардино-Балкарии (70 %), Карачаево-Черкесии (63 %), Башкортостане (54,5 %), Татарстане (54 %). При этом количество мусульман в России увеличивается [4]. 1 Сахих аль-Бухари. Кн. 1. Начало откровений. № 3. 2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2003. 603 с. 3 Там же. - 5 -
Стр.5
ИСЛАМ НА КАВКАЗЕ Ислам в России является религией национальных меньшинств и поэтому представляет собой важнейший элемент их этнического самосознания и самоидентификации. В настоящее время происходит процесс духовного воссоединения российских мусульман с единоверцами за рубежом, осознание российскими мусульманами, что они есть часть исламского мира [4]. Центром распространения ислама на Кавказе стал город Дербент (Дагестан). Он был штурмом взят арабами-мусульманами в 651 г. По свидетельству председателя Совета муфтиев Равиля Гайнутдина «на территории Дербента уже в VIII в. была построена мечеть» [27]. Таким образом, мы можем видеть, что, с одной стороны, ислам в России имеет глубокую историю, а с другой стороны, является религией, распространенной на значительной территории и среди достаточно большого количества населения страны. При этом свою историю в России ислам начал с территории Кавказа. Именно здесь проживает наибольшее количество российских мусульман, и именно здесь имели и имеют место попытки радикально настроенных кругов сделать ислам основой сепаратистских настроений среди населения, приводящих к социально-политическим проблемам, вплоть до возникновения горячих точек на территории российского государства. Поэтому изучение истории, культуры и традиций ислама, а также факторов, формирующих социально-религиозное самосознание российских мусульман на Кавказе, является очень важным не только для ученых, политических деятелей, но и для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях кавказского региона, большинству которых предстоит жить и работать в этом регионе в условиях постоянного взаимодействия с представителями различных национальностей и вероисповеданий. Знание истории и социальных особенностей различных вероисповеданий может помочь успешному налаживанию социальных контактов с людьми, исповедующими различные религии, установлению религиозного и межнационального взаимоуважения между различными религиозными и национальными группами, проживающими на территории региона. Дисциплина «Ислам на Кавказе» предоставляет студенту знания о появлении и распространении на Кавказе мусульманской религии. Студенты могут получить представление об исламе как о религиоз- 6 -
Стр.6
Введение ной системе, интегрирующем и консолидирующем факторе в кавказском регионе, взаимодействии ислама с другими религиозными конфессиями. Данные аспекты являются особо актуальными на современном этапе развития российского общества. Данное пособие предназначено для студентов направления подготовки 39.03.01 (040100) – Социология, профиля «Социальная структура, социальные институты и изменения», а также для всех, интересующихся социально-политическими процессами в истории России. В рамках предлагаемого студентам курса лекций автор излагает свой подход к пониманию специфики появления и развития ислама на Кавказе, а также влияния исламской религии на развитие многонационального регионального сообщества, используя для этого сочетание методов исторического и социологического анализа. Цель данной дисциплины – сформировать общекультурные и профессиональные компетенции будущего бакалавра. Задачи дисциплины: – ознакомиться с основными историческими и социально-политическими процессами, связанными с распространением ислама на Кавказе; – научиться производить анализ исторических и социально-политических процессов, связанных с распространением ислама на Кавказе; – выработать умения проводить интерпретацию полученных при анализе данных. Тематика курса лекций имеет определенную связь с другими гуманитарно-социальными науками: отечественной историей, культурологией, историей религий, философией, правоведением, психологией, политологией и др. Дисциплина является базой для изучения следующих дисциплин: «Социология журналистики», «Теория государства и права» и др. Дисциплина относится к дисциплинам по выбору гуманитарного, базового и экономического цикла. Ее освоение происходит в 4 семестре. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: – ПК-1: способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования; - 7 -
Стр.7
ИСЛАМ НА КАВКАЗЕ – ПК-2: способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий; – ПК-4: способность и готовность использования знания методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности; – ПК-5: умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: ЗНАТЬ – термины, основные подходы к осмыслению основных процессов, связанными с распространением ислама на Кавказе. УМЕТЬ – применять методы исторического, социологического и теологического анализа процессов, связанными с распространением ислама на Кавказе. ВЛАДЕТЬ – навыками научного анализа социальных проблем и процессов, связанными с распространением ислама на Кавказе. Самостоятельная работа студента при изучении дисциплины является одной из важнейших составляющих учебного процесса, поскольку в ее процессе происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность самостоятельно решать задачи, связанные с рассмотрением религиозных вопросов и проблем, организовывать и реализовывать свою деятельность без постороннего руководства и помощи. - 8 -
Стр.8