УДК 343.82-03.6
ББК 67.408.06
И 87
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского
федерального университета
И 87 Ислам на Кавказе: учебное пособие / авт.-сост. К. В. Корольков. –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 204 с.
Пособие подготовлено как курс лекций в соответствии с учебной программой
дисциплины «Ислам на Кавказе». Основное внимание в пособии
уделено истокам, развитию и распространению в кавказском регионе мусульманства.
Предназначено
для студентов всех специальностей, а также всем, кто интересуется
процессами, связанными с религией в России.
УДК 343.82-03.6
ББК 67.408.06
Автор-составитель:
кандидат социологических наук, доцент К. В. Корольков
Рецензенты:
доктор социологических наук, профессор Т. И. Барсукова
(ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет
приборостроения и информатики» в г. Ставрополе),
доцент Л. Н. Королькова (Технологический институт сервиса (филиал)
Донского государственного технического университета)
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ........................................................................................................................ 4
1. Особенности становления и развития исламской цивилизации .... 9
2. Проникновение ислама на территорию Кавказа................................30
3. Особенности распространения ислама на Кавказе в VII–XV вв. ..48
4. Ислам как идеологическая основа борьбы Кавказа
за независимость от Российской империи ..........................................71
5. Ход Кавказской войны ..............................................................................93
6. Ислам на Кавказе в советскую эпоху ..................................................118
7. Политическая концепция ислама ........................................................133
8. Ислам как военно-политический фактор на Кавказе.
Первая и вторая чеченские войны .......................................................166
9. Государственное законодательство о религии ..................................180
Заключение ...............................................................................................................200
Рекомендуемая литература и источники ..........................................................201
Стр.3
ИСЛАМ НА КАВКАЗЕ
ВВЕДЕНИЕ
Существующие в современном мире проблемы, связанные с религиозным
исповеданием людей, заставляют обратить внимание на
изучение истории возникновения и развития различных религиозных
вероисповеданий на определенных территориях и у определенных
народов. Прежде всего, это касается тех стран, население которых
полиэтнично и поликонфессионально. К таким странам относится
Российская Федерация.
При этом доминирует в данном случае наряду с историческим социально-политический
интерес. Исторически сложилось так, что почти
все мусульманские страны к концу XIX в. имели повод для противостояния
европейским государствам, будучи превращены либо в их
колонии, либо в зависимые от них государства. Это привело к небывалой
политизации ислама. Данный процесс занял почти весь ХХ в.,
и в ходе него возник политический ислам (исламизм), который укрепил
свои позиции после исламской революции 1978–1979 гг. в Иране.
Радикализация мусульман привела к появлению исламистского терроризма
[21]. Отсюда вытекает необходимость при изучении религии
рассматривать вероисповедание не только с позиций исторического,
богословского, философского подходов, но и обращать внимание на
социальные факторы, связанные с восприятием людьми особенностей
той или иной религии, влияющих на формирование религиозного,
а через это и социально-политического самосознания людей.
Таким образом, на сегодняшний день политические круги многих
стран сталкиваются с серьезными религиозными проблемами на политическом
уровне. К России это относится напрямую. Известные
события конца XX – начала XXI вв. в кавказском регионе, приведшие
к многочисленным человеческим жертвам и крупным социальным
потрясениям, заставляют обратить внимание на социальные истоки
и социальную базу исламской религии у народов России.
Ислам – сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения,
по мнению многих специалистов, он был синкретической
религией, впитавшей в себя элементы доисламских арабских верований
и культов, а также возникших ранее монотеистических иудаизма,
христианства и зороастризма.
- 4 -
Стр.4
Введение
Согласно сборнику хадисов имама аль-Бухари, в месяц Рамадан
610 г., когда пророку Мухаммеду было 40 лет, во время уединения в
пещере Хира к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые
пять аятов Корана1
. Этот год можно считать годом возникновения
ислама. В итоге на основе исламской религии возник Арабский
халифат – исламское теократическое государство.
В результате арабских завоеваний ислам распространился на
Среднем и Ближнем Востоке, позднее он был распространен в некоторых
странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки,
достаточно долгое время доминировал на Пиренейском полуострове.
По словам С. Хантингтона, в настоящее время ислам является
«наиболее быстро растущей религией в мире». Общее количество
мусульман составляет по разным оценкам от 1,2 до 1,57 млрд2
Ускоренными темпами растёт мусульманское население Западной
.
Европы и Северной Америки – традиционно христианских регионов.
Всего лишь за полвека – с 1950 по 2000 гг. количество мусульман в
Западной Европе выросло втрое, а в Северной Америке – в 14 раз.
Сейчас в Западной Европе по разным данным насчитывается от 14
до 20 млн мусульман, т. е. от 4 до 6 % населения, также продолжается
экспансия ислама и в Африке, например, очень заметно растёт число
мусульман на традиционно христианском юге Нигерии3
.
В России ислам является второй по численности верующих религией
в Российской Федерации после христианства.
Согласно данным переписи населения 2002 г. численность традиционно
мусульманских народов в России составило около 14,5 млн
чел., что составляет около 10 % населения страны. По утверждениям
Духовного управления мусульман европейской части РФ, приверженцев
ислама в России на тот момент насчитывалось до 20 млн.
Этнические мусульмане, т. е., представители народов, в целом исповедующих
ислам, согласно переписи 2002 г., составляют большинство
населения в семи субъектах Российской Федерации: Ингушетии
(98 %), Чечне (96 %), Дагестане (94 %), Кабардино-Балкарии (70 %),
Карачаево-Черкесии (63 %), Башкортостане (54,5 %), Татарстане
(54 %). При этом количество мусульман в России увеличивается [4].
1 Сахих аль-Бухари. Кн. 1. Начало откровений. № 3.
2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2003. 603 с.
3 Там же.
- 5 -
Стр.5
ИСЛАМ НА КАВКАЗЕ
Ислам в России является религией национальных меньшинств и
поэтому представляет собой важнейший элемент их этнического самосознания
и самоидентификации. В настоящее время происходит
процесс духовного воссоединения российских мусульман с единоверцами
за рубежом, осознание российскими мусульманами, что они
есть часть исламского мира [4].
Центром распространения ислама на Кавказе стал город Дербент
(Дагестан). Он был штурмом взят арабами-мусульманами в 651 г. По
свидетельству председателя Совета муфтиев Равиля Гайнутдина «на
территории Дербента уже в VIII в. была построена мечеть» [27].
Таким образом, мы можем видеть, что, с одной стороны, ислам
в России имеет глубокую историю, а с другой стороны, является
религией, распространенной на значительной территории и среди
достаточно большого количества населения страны. При этом свою
историю в России ислам начал с территории Кавказа. Именно здесь
проживает наибольшее количество российских мусульман, и именно
здесь имели и имеют место попытки радикально настроенных кругов
сделать ислам основой сепаратистских настроений среди населения,
приводящих к социально-политическим проблемам, вплоть до возникновения
горячих точек на территории российского государства.
Поэтому изучение истории, культуры и традиций ислама, а также
факторов, формирующих социально-религиозное самосознание российских
мусульман на Кавказе, является очень важным не только для
ученых, политических деятелей, но и для студентов, обучающихся в
высших учебных заведениях кавказского региона, большинству которых
предстоит жить и работать в этом регионе в условиях постоянного
взаимодействия с представителями различных национальностей и
вероисповеданий. Знание истории и социальных особенностей различных
вероисповеданий может помочь успешному налаживанию
социальных контактов с людьми, исповедующими различные религии,
установлению религиозного и межнационального взаимоуважения
между различными религиозными и национальными группами,
проживающими на территории региона.
Дисциплина «Ислам на Кавказе» предоставляет студенту знания
о появлении и распространении на Кавказе мусульманской религии.
Студенты могут получить представление об исламе как о религиоз-
6 -
Стр.6
Введение
ной системе, интегрирующем и консолидирующем факторе в кавказском
регионе, взаимодействии ислама с другими религиозными
конфессиями. Данные аспекты являются особо актуальными на современном
этапе развития российского общества.
Данное пособие предназначено для студентов направления подготовки
39.03.01 (040100) – Социология, профиля «Социальная структура,
социальные институты и изменения», а также для всех, интересующихся
социально-политическими процессами в истории России.
В рамках предлагаемого студентам курса лекций автор излагает
свой подход к пониманию специфики появления и развития ислама
на Кавказе, а также влияния исламской религии на развитие многонационального
регионального сообщества, используя для этого сочетание
методов исторического и социологического анализа.
Цель данной дисциплины – сформировать общекультурные и профессиональные
компетенции будущего бакалавра.
Задачи дисциплины:
– ознакомиться с основными историческими и социально-политическими
процессами, связанными с распространением ислама
на Кавказе;
– научиться производить анализ исторических и социально-политических
процессов, связанных с распространением ислама на
Кавказе;
– выработать умения проводить интерпретацию полученных при
анализе данных.
Тематика курса лекций имеет определенную связь с другими гуманитарно-социальными
науками: отечественной историей, культурологией,
историей религий, философией, правоведением, психологией,
политологией и др.
Дисциплина является базой для изучения следующих дисциплин:
«Социология журналистики», «Теория государства и права» и др.
Дисциплина относится к дисциплинам по выбору гуманитарного, базового
и экономического цикла. Ее освоение происходит в 4 семестре.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины:
– ПК-1: способность применять в профессиональной деятельности
базовые и профессионально профилированные знания и
навыки по основам социологической теории и методам социологического
исследования;
- 7 -
Стр.7
ИСЛАМ НА КАВКАЗЕ
– ПК-2: способность самостоятельно формулировать цели, ставить
конкретные задачи научных исследований в различных
областях социологии и решать их с помощью современных
исследовательских методов с использованием новейшего отечественного
и зарубежного опыта с применением современной
аппаратуры, оборудования, информационных технологий;
– ПК-4: способность и готовность использования знания методов
и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении
экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности;
– ПК-5: умение использовать социологические методы исследования
для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации
потребностей и интересов социальных групп.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ – термины, основные подходы к осмыслению основных
процессов, связанными с распространением ислама на Кавказе.
УМЕТЬ – применять методы исторического, социологического и
теологического анализа процессов, связанными с распространением
ислама на Кавказе.
ВЛАДЕТЬ – навыками научного анализа социальных проблем и
процессов, связанными с распространением ислама на Кавказе.
Самостоятельная работа студента при изучении дисциплины является
одной из важнейших составляющих учебного процесса, поскольку
в ее процессе происходит формирование навыков, умений и
знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов
познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном
итоге, способность самостоятельно решать задачи, связанные
с рассмотрением религиозных вопросов и проблем, организовывать
и реализовывать свою деятельность без постороннего руководства и
помощи.
- 8 -
Стр.8