УДК 613.9:37.037.1:378 (075.8)
ББК 51.1:74.200.55/.58 я73
Б 43
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
доктор биологических наук, профессор Н. Г. Беляев,
кандидат медицинских наук О. С. Феодосиади
Белова Л. В.
Б 43 Здоровьесберегающие технологии в системе
профессионального образования: учебное пособие. –
Изд-во: СКФУ, 2015. – 93 с.
Пособие представляет собой теоретический курс по дисциплине
«Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального
образования», материал и контрольные вопросы для самостоятельной
работы магистранта.
Предлагаемое пособие раскрывает общее представление
о здоровьесберегающих технологиях, принципах здоровьесберегающей
педагогики, об особенностях здоровьесберегающей организации
учебного процесса. Наряду с теоретическими вопросами в
работу включены описания методик диагностики индивидуальных
особенностей и состояния здоровья учащихся.
Материалы пособия отвечают требованиям Государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования
третьего поколения.
УДК 613.9:37.037.1:378 (075.8)
ББК 51.1:74.200.55/.58 я73
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Современная политика российского государства в сфере физической
культуры, согласно концепции его развития на период до
2015 года, состоит в оздоровлении нации, формировании и обеспечении
здорового образа жизни населения, гармоничном воспитании
здорового и физически крепкого поколения.
Задача сохранения, укрепления и развития здоровья учащейся
молодежи, воспитания ценностей здорового образа жизни и сознательного
отношения к нему – одна из главных в политике российского
государства. Данное направление находит свое отражение
в различных нормативных документах и законодательных актах
Российской Федерации: «Об образовании», «Конвенция охраны
здоровья населения РФ», «Об охране окружающей среды», «Конвенция
развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» и
др. Тем не менее, в России на всех уровнях системы образования
наблюдается неблагоприятная картина состояния здоровья детей и
учащейся молодежи. По данным Министерства здравоохранения и
социального развития России, в настоящее время менее 5 % детей
и подростков абсолютно здоровы, лишь 14 % детей практически
здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35–40 % имеют
хронические заболевания.
Особая роль в решении проблемы здоровьесбережения молодого
поколения принадлежит педагогической науке и практике,
призванным проектировать и реализовывать модели здоровьесберегающих
образовательных систем, воплощать их посредством разнообразного
спектра технологий в реальную педагогическую действительность.
Содержание
предлагаемого учебного пособия, теоретические
положения, дидактические и технологические конструкции в области
здоровьесберегающих технологий создадут реальные возможности
для внедрения в практическую и социально востребованную
деятельность по инновационному направлению подготовки магистров
по физической культуре.
Цель курса – формирование профессиональных компетенций
магистра по физической культуре.
3
Стр.3
Задачи курса:
1. Фундаментализировать у магистрантов методические и практические
навыки в профессиональной деятельности по реализации
диагностики и контроля медико-биологического и функционального
состояния здоровья обучаемых.
2. Развить представление об аналитико-оценочной деятельности,
направленной на теоретический анализ результатов диагностики
состояния здоровья обучаемых и практического распределения
обучаемых по группам здоровья, видам и степеням заболеваний.
3. Ознакомить студентов с технологическими основами конструктивно-проектировочной
деятельности в разработке здоровьесберегающих
технологий, включающих в себя выявление факторов,
неблагоприятно влияющих на здоровье.
4. Совершенствовать представление и сформировать навыки
практической, организационно-управленческой деятельности по реализации
здоровьесберегающих технологий в системе образования.
5. Раскрыть содержание просветительско-информационной деятельности,
направленной на формирование мотивационно-ценностного
отношения обучаемых к индивидуальному здоровью и
процессу его сохранения.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. Дисциплина
относится к дисциплинам по выбору вариативной части
М2.В.ДВ.3, её освоение происходит в 2 семестре.
3. Связь с предшествующими дисциплинами. Дисциплина
находится в тесной интегративной связи с такими дисциплинами,
как: «Теория оздоровительной физической культуры», «Организация
оздоровительной работы с различными слоями населения»,
«Теория управления качеством профессионального образования
в области физической культуры», «Оздоровительные телесно-ориентированные
технологии», «Оздоровительная йога», «Двигательная
рекреация для лиц с ограниченными возможностями».
4. Связь с последующими дисциплинами. Дисциплина находится
в тесной интегративной связи с последующими дисциплинами:
«Психология здоровья», «Современные оздоровительные системы
и виды кондиционной тренировки», «Рекреационный туризм».
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины: ОПК-4 – способность осуществлять проектирование
образовательной, тренировочной, рекреационной, на4
Стр.4
учно-исследовательской, организационно-управленческой и культурно-просветительской
деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– методы оценки показателей физического развития (соматометрия
и соматоскопия), физической подготовленности (по развитию
физических качеств);
– методы исследования и оценки функционального состояния
систем организма и принципов их нормальной и патологической
жизнедеятельности;
– основные виды здоровьесберегающих технологий (физкультурно-оздоровительных,
ЗОЖ, валеологических, образовательных
и др.);
– мотивационно-ценностные ориентации обучаемых к индивидуальному
здоровью и процессу его сохранения;
уметь:
– проводить соматоскопические и соматометрические исследования,
анализировать результаты врачебно-педагогических наблюдений
за обучаемыми; применять гигиенические знания для
оценки состояния окружающей среды и создания оптимальных условий
для учебной, в том числе и физкультурно-оздоровительной
деятельности обучаемых учебного заведения;
– разрабатывать и внедрять здоровьесберегающие технологии,
программы, модели в образовательное пространство учебного заведения;
–
организовывать популяризационную и просветительско-информационную
деятельность, направленную на формирование мотивационно-ценностного
отношения обучаемых к индивидуальному
здоровью и процессу его сохранения;
владеть:
– методами оценки функционального состояния различных систем
организма.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................3
1. Понятие «здоровье» как основополагающее
в характеристике образовательных технологий....................................6
2. Общая характеристика понятий «технология»,
«педагогические технологии», «здоровьесберегающие
технологии и их составляющие»..............................................................25
3. Сущность, закономерности, принципы и подходы
здоровьесберегающей педагогики...........................................................33
4. Основные подходы к исследованию психофункционального
состояния организма человека.................................................................53
5. Мониторинг состояния дыхательной и нервной систем
организма человека......................................................................................74
6. Мониторинг состояния сердечнососудистой системы
организма человека......................................................................................84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................89
ЛИТЕРАТУРА.........................................................................................91
92
Стр.92