Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального образования : учебное пособие. Направление подготовки «Физическая культура». Магистерская программа «Физкультурно-оздоровительные технологии». Магистратура (190,00 руб.)

0   0
Первый авторБелова Л. В.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц93
ID578748
АннотацияПособие представляет собой теоретический курс по дисциплине «Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального образования», материал и контрольные вопросы для самостоятельной работы магистранта. Предлагаемое пособие раскрывает общее представление о здоровьесберегающих технологиях, принципах здоровьесберегающей педагогики, об особенностях здоровьесберегающей организации учебного процесса. Наряду с теоретическими вопросами в работу включены описания методик диагностики индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Материалы пособия отвечают требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения
Кому рекомендованоДля студентов направления подготовки «Физическая культура», магистерской программы «Физкультурно-оздоровительные технологии»
УДК613.9:37.037.1:378
ББК51.1:74.200.55/.58
Белова, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального образования : учебное пособие. Направление подготовки «Физическая культура». Магистерская программа «Физкультурно-оздоровительные технологии». Магистратура / Л. В. Белова .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 93 с. — URL: https://rucont.ru/efd/578748 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Л. В. БЕЛОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки «Физическая культура» Магистерская программа «Физкультурно-оздоровительные технологии» Магистратура Ставрополь 2015 УДК 613.9:37.037.1:378 (075.8) ББК 51.1:74.200.55/. <...> Предлагаемое пособие раскрывает общее представление о здоровьесберегающих технологиях, принципах здоровьесберегающей педагогики, об особенностях здоровьесберегающей организации учебного процесса. <...> Задача сохранения, укрепления и развития здоровья учащейся молодежи, воспитания ценностей здорового образа жизни и сознательного отношения к нему – одна из главных в политике российского государства. <...> Тем не менее, в России на всех уровнях системы образования наблюдается неблагоприятная картина состояния здоровья детей и учащейся молодежи. <...> Особая роль в решении проблемы здоровьесбережения молодого поколения принадлежит педагогической науке и практике, призванным проектировать и реализовывать модели здоровьесберегающих образовательных систем, воплощать их посредством разнообразного спектра технологий в реальную педагогическую действительность. <...> Раскрыть содержание просветительско-информационной деятельности, направленной на формирование мотивационно-ценностного отношения обучаемых к индивидуальному здоровью и процессу его сохранения. <...> В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: – методы оценки показателей физического развития (соматометрия и соматоскопия), физической подготовленности (по развитию физических качеств); – методы исследования и оценки функционального состояния систем организма и принципов их нормальной и патологической жизнедеятельности; – основные виды здоровьесберегающих <...>
Здоровьесберегающие_технологии_в_системе_профессионального_образования_учебное_пособие._Направление_подготовки_«Физическая_культура»._Магистерская_программа_«Физкультурно-оздоровительные_технологии»._Магистратура.pdf
УДК 613.9:37.037.1:378 (075.8) ББК 51.1:74.200.55/.58 я73 Б 43 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: доктор биологических наук, профессор Н. Г. Беляев, кандидат медицинских наук О. С. Феодосиади Белова Л. В. Б 43 Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального образования: учебное пособие. – Изд-во: СКФУ, 2015. – 93 с. Пособие представляет собой теоретический курс по дисциплине «Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального образования», материал и контрольные вопросы для самостоятельной работы магистранта. Предлагаемое пособие раскрывает общее представление о здоровьесберегающих технологиях, принципах здоровьесберегающей педагогики, об особенностях здоровьесберегающей организации учебного процесса. Наряду с теоретическими вопросами в работу включены описания методик диагностики индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Материалы пособия отвечают требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. УДК 613.9:37.037.1:378 (075.8) ББК 51.1:74.200.55/.58 я73 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Современная политика российского государства в сфере физической культуры, согласно концепции его развития на период до 2015 года, состоит в оздоровлении нации, формировании и обеспечении здорового образа жизни населения, гармоничном воспитании здорового и физически крепкого поколения. Задача сохранения, укрепления и развития здоровья учащейся молодежи, воспитания ценностей здорового образа жизни и сознательного отношения к нему – одна из главных в политике российского государства. Данное направление находит свое отражение в различных нормативных документах и законодательных актах Российской Федерации: «Об образовании», «Конвенция охраны здоровья населения РФ», «Об охране окружающей среды», «Конвенция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» и др. Тем не менее, в России на всех уровнях системы образования наблюдается неблагоприятная картина состояния здоровья детей и учащейся молодежи. По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, в настоящее время менее 5 % детей и подростков абсолютно здоровы, лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35–40 % имеют хронические заболевания. Особая роль в решении проблемы здоровьесбережения молодого поколения принадлежит педагогической науке и практике, призванным проектировать и реализовывать модели здоровьесберегающих образовательных систем, воплощать их посредством разнообразного спектра технологий в реальную педагогическую действительность. Содержание предлагаемого учебного пособия, теоретические положения, дидактические и технологические конструкции в области здоровьесберегающих технологий создадут реальные возможности для внедрения в практическую и социально востребованную деятельность по инновационному направлению подготовки магистров по физической культуре. Цель курса – формирование профессиональных компетенций магистра по физической культуре. 3
Стр.3
Задачи курса: 1. Фундаментализировать у магистрантов методические и практические навыки в профессиональной деятельности по реализации диагностики и контроля медико-биологического и функционального состояния здоровья обучаемых. 2. Развить представление об аналитико-оценочной деятельности, направленной на теоретический анализ результатов диагностики состояния здоровья обучаемых и практического распределения обучаемых по группам здоровья, видам и степеням заболеваний. 3. Ознакомить студентов с технологическими основами конструктивно-проектировочной деятельности в разработке здоровьесберегающих технологий, включающих в себя выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье. 4. Совершенствовать представление и сформировать навыки практической, организационно-управленческой деятельности по реализации здоровьесберегающих технологий в системе образования. 5. Раскрыть содержание просветительско-информационной деятельности, направленной на формирование мотивационно-ценностного отношения обучаемых к индивидуальному здоровью и процессу его сохранения. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части М2.В.ДВ.3, её освоение происходит в 2 семестре. 3. Связь с предшествующими дисциплинами. Дисциплина находится в тесной интегративной связи с такими дисциплинами, как: «Теория оздоровительной физической культуры», «Организация оздоровительной работы с различными слоями населения», «Теория управления качеством профессионального образования в области физической культуры», «Оздоровительные телесно-ориентированные технологии», «Оздоровительная йога», «Двигательная рекреация для лиц с ограниченными возможностями». 4. Связь с последующими дисциплинами. Дисциплина находится в тесной интегративной связи с последующими дисциплинами: «Психология здоровья», «Современные оздоровительные системы и виды кондиционной тренировки», «Рекреационный туризм». 5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ОПК-4 – способность осуществлять проектирование образовательной, тренировочной, рекреационной, на4
Стр.4
учно-исследовательской, организационно-управленческой и культурно-просветительской деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: – методы оценки показателей физического развития (соматометрия и соматоскопия), физической подготовленности (по развитию физических качеств); – методы исследования и оценки функционального состояния систем организма и принципов их нормальной и патологической жизнедеятельности; – основные виды здоровьесберегающих технологий (физкультурно-оздоровительных, ЗОЖ, валеологических, образовательных и др.); – мотивационно-ценностные ориентации обучаемых к индивидуальному здоровью и процессу его сохранения; уметь: – проводить соматоскопические и соматометрические исследования, анализировать результаты врачебно-педагогических наблюдений за обучаемыми; применять гигиенические знания для оценки состояния окружающей среды и создания оптимальных условий для учебной, в том числе и физкультурно-оздоровительной деятельности обучаемых учебного заведения; – разрабатывать и внедрять здоровьесберегающие технологии, программы, модели в образовательное пространство учебного заведения; – организовывать популяризационную и просветительско-информационную деятельность, направленную на формирование мотивационно-ценностного отношения обучаемых к индивидуальному здоровью и процессу его сохранения; владеть: – методами оценки функционального состояния различных систем организма. 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................3 1. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике образовательных технологий....................................6 2. Общая характеристика понятий «технология», «педагогические технологии», «здоровьесберегающие технологии и их составляющие»..............................................................25 3. Сущность, закономерности, принципы и подходы здоровьесберегающей педагогики...........................................................33 4. Основные подходы к исследованию психофункционального состояния организма человека.................................................................53 5. Мониторинг состояния дыхательной и нервной систем организма человека......................................................................................74 6. Мониторинг состояния сердечнососудистой системы организма человека......................................................................................84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................89 ЛИТЕРАТУРА.........................................................................................91 92
Стр.92