МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Н. В. Барабаш
И. Н. Тихонова
ЭКОЛОГИЯ
СРЕДЫ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
270300.62 (07.03.03) – Дизайн архитектурной среды
Бакалавриат
Ставрополь
2015
Стр.1
УДК 574.2 (075.8)
ББК 20.1 ÿ73
Б 24
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Барабаш Í. Â., Тихонова È. Í.
Б 24 Экология среды: учебное пособие. – Ставрополь:
Èçä-âî ÑÊÔÓ, 2015. – 139 ñ.
Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта высшего профессионального
образования, рабочим учебным планом и программой
дисциплины. Содержит теоретическую часть, вопросы для
самопроверки и литературу.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
270300.62 (07.03.03) – Дизайн архитектурной ñðåäû.
УДК 574.2 (075.8)
ББК 20.1 ÿ73
Рецензенты:
д-р хим. наук, профессор М. Ф. Маршалкин,
д-р фарм. наук, профессор Д. А. Коновалов
(ПМФИ – филиал ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России)
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение курса дизайнерами архитектурной среды актуально
и значимо, так как вопросы экологобезопасного развития цивилизации
на рубеже XX–XXI вв. вышли на передний край научного
поиска и общественного сознания. Человечество находится
на таком уровне взаимодействия с природной средой, когда еще
можно регулировать экологические изменения на основе объединения
усилий различных стран, всесторонних исследований создавшейся
ситуации, принятия должных практических мер.
Коренные изменения, произошедшие в последние годы в жизни
российского общества, обусловили необходимость изменения
национальной системы образования. Эти изменения связаны
прежде всего с экологическим образованием, которое выступает
сегодня в качестве приоритетного направления высшей школы и
профессионального образования. Воспитание специалиста, способного
удовлетворять широкий круг изменяющихся требований
социальной и природной сред, – важнейшая задача, без решения
которой трудно искать выход из кризисов, поражающих все области
человеческой деятельности.
Цель освоения дисциплины – изучение принципов экологической
безопасности и применение их в работе, выступающей результатом
заявленных в ФГОС ВПО профессиональных компетенций
(организационно-управленческих и экспертных, надзорных и инспекционно-аудиторских)
по направлению 270300.62 (07.03.03) –
Дизайн архитектурной среды (квалификация – бакалавр).
Задачами освоения курса являются:
» изучение антропогенных изменений среды, окружающей человека;
»
обоснование методов сохранения и улучшения этой среды в
интересах человеческого общества;
» изучение экологических принципов рационального использования
природных ресурсов и охраны природы;
» оценка и использование экозащитной техники и технологии.
Дисциплина входит в базовую часть Б.2 «Математического и
естественно-научного цикла» подготовки бакалавра. Ее освоение
происходит в 6 семестре.
{3}
Í. Â. Барабаш » È. Í. Тихонова
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение курса требует основных знаний, умений и компетенций
по курсам «История», «Управление персоналом», «Строительная
механика».
Дисциплина является предшествующей для дисциплин профессионального
цикла «Инженерное оборудование средовых комплексов»,
«Светоцветовая организация городской среды и современные
системы освещения», «Проектирование городской среды»,
«Архитектурно-дизайнерское проектирование».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
» проблемы экологии;
» историю взаимодействия человека и природы;
» историю экологической культуры;
» историю международного экологического движения;
» современные стратегии экоразвития;
» экологические проблемы современности;
» принципы охраны среды жизни;
» направления экологизации общественного бытия;
» принципы экологического гуманизма;
» природоохранную деятельность и ее виды;
» принципы рационального природопользования;
» основные направления охраны окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
» обеспечить экологическую безопасность производственной
и внепроизводственной среды;
» обеспечить сохранность уникальных памятников природы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:
» навыками самостоятельной работы, самоорганизацией и организацией
выполнения поручений;
» основными методами защиты производственного персонала
и населения от возможных последствий аварий и катастроф, стихийных
бедствий;
» навыками практического применения законов экологии.
Основными общекультурными и профессиональными компетенциями,
формируемыми у учащихся в процессе изучения дисциплины
являются:
» способность анализировать социально-значимые проблемы
и процессы, понимать роль творческой личности в развитии
среды обитания и культуры общества, использовать основные положения
и методы социальных, гуманитарных и экономических
наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
{4}
Экология среды » Курс лекций
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
» способность использовать основные законы естественнонаучных
дисциплин в профессиональной деятельности, применяет
методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального
исследования (ОК-9);
» владение основными методами защиты человека от возможных
последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13);
» осознание значения гуманистических ценностей для сохранения
и развития современной цивилизации; готовность принять
на себя нравственные обязательства по отношению к природе,
обществу, другим людям и к самому себе; готовностью к социальному
взаимодействию на основе принятых в обществе нравственных
и правовых норм, проявлением уважения к людям,
терпимости и другим культурам и точкам зрения, уважительным
и бережным отношением к архитектурному и историческому наследию,
культурным традициям (ОК-14);
» способность формировать среду как синтез предметных
(дизайн), пространственных (архитектура), природных (экология)
и художественных (визуальная культура) компонентов и обстоятельств
жизнедеятельности человека и общества (ПК-1);
» способность собирать информацию, определять проблемы,
применять анализ и проводить критическую оценку проделанной
работы на всех этапах предпроектного и проектного процессов,
и после осуществления проекта в натуре (ПК-4);
» способность осуществлять предпроектный анализ и разрабатывать
концепции проектирования путем определения задач и
средств проектирования предметно-пространственных комплексов
для конкретных заказчиков и пользователей, проводить оценку
контекстуальных и функциональных требований к искусственной
среде обитания (ÏÊ-5);
» способность проводить всеобъемлющий анализ и оценку
среды, здания, комплекса зданий или их фрагментов (ПК-6);
» способность демонстрировать пространственное воображение,
развитый художественный вкус, владение методами моделирования
и гармонизации искусственной среды обитания; использовать
достижения визуальной культуры при разработке проектов
(ÏÊ-7);
» способность согласовывать и защищать проекты в вышестоящих
инстанциях, на публичных слушаниях и в органах экспертизы
(ÏÊ-9).
{5}
Í. Â. Барабаш » È. Í. Тихонова
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Для контроля усвоения данного курса учебным планом предусмотрен
зачет, который выставляется автоматически на основе
балльно-рейтинговой системы. В процессе изучения дисциплины
выполняются 2 промежуточных контрольных задания: написание
реферата, подготовка презентации. Выполнение всех заданий является
обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие
в полном объеме предусмотренные задания, не допускаются
к сдаче зачета.
{6}
Экология среды » Курс лекций
Стр.6