Предлагаются методологические подходы (философский, культурно-антропологический, валеологический, формально-логический, В статье рассматриваются актуальные вопросы социального оздоровления социально-антропологический, аксиологический, личностно-деятельностный, системный) к организации деятельности институтов воспитания по социальному оздоровлению обучающихся, рассматриваются институты воспитания и средства их воспитательного воздействия на обучающихся. <...> Проблема социального оздоровления детей и подростков – одна из острейших проблем современного российского общества. <...> В решении этой проблемы значимое место могут занять институты воспитания, которые способны обеспечить формирование рефлексивной позиции подростка. <...> Методологической основой деятельности институтов воспитания явились философский, культурно-антропологический, социально-антропологический, социально-валеологический, формально-логический, структурнофункциональный и социально-психологические идеи о человеке как субъекте 60 социальноструктурно-функциональный, деятельности и отношений; аксиологический, личностно-деятельностный, системный подходы к личности, идеи саморазвития человека. <...> В становлении философской антропологии значительную роль оказали идеи философии жизни, что явилось концептуальной попыткой в создании целостного представления о человеке через интеграцию всевозможных сведений о человеке. <...> Центр интересов философской антропологии есть определение различий в способе существования человека и животных. <...> Появление новых наук о человеке (этнография, социология, социальная и культурная антропология, психология и др.) дало возможность перенести внимание исследователей на поиски установления рода идентичностей: гендерной, этнической, социальной, культурной. <...> Оригинальная антропологическая переориентация ученых привела к усилиям интерпретировать проблему человека в рамках социокультурного <...>