ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ УДК 316.33 С.А. Кравченко СТАНОВЛЕНИЕ СЛОЖНОГО СОЦИУМА: ЗА ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В статье анализируются новые уязвимости, возникшие как результат становления сложного социума. <...> Показывается, что эти уязвимости несут с собой новые риски для функционирования общества и его членов. <...> Обосновывается, что самодостаточность современного общества находится в реальной опасности. <...> Решение возникших проблем видится на путях гуманистического поворота, предполагающего интеграцию социологии с естественными и гуманитарными науками, что станет интеллектуальным инструментом преодоления возникших вызовов. <...> Ключевые слова: сложный социум, уязвимости, самодостаточность общества, ненамеренные последствия открытости, новый катастрофизм в виде «нормальной аварии», сложные риски, гуманистический поворот. <...> С.А. Кравченко Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ (г. Москва). <...> Kravchenko THE FORMATION OF A COMPLEX SOCIETY: FOR HUMANISTIC TWIST The author analyzes new vulnerabilities appeared as a result of the becoming of the complex society. <...> It is shown that these vulnerabilities manifest new risks for the functioning of the society and its members. <...> Key words: complex socium, vulnerabilities, self-sufficiency of a society, unanticipated consequences of openness, new catastrophism in the form of «normal accident», complex risks, humanistic turn. <...> © Kravchenko S.A., 2013 ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ Сегодня современный мир находится в состоянии становления сложного социума [1]. <...> Отметим пять наиболее существенных уязвимостей, под которыми понимаются нарастающие дисфункциональные характеристики социума, проявляющиеся в угрозе катастроф, социальных страхах относительно возникающих неопределенностей. <...> Парсонс под самодостаточностью понимал свойство сложной социальной системы (общества), проявляющееся не только в способности контролировать внутренние процессы, но и свои взаимоотношения с другими системами [3]. <...> Возможно, уйдут в историю конкретные группы и даже классы, связанные с ними институциональные <...>