Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Наука о человеке: гуманитарные исследования.  / №4(22) 2015

ОБ ЭНТУЗИАЗМЕ И ЕГО ОСНОВАХ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ РОМАНТИКОВ И Н. В. ГОГОЛЯ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКарташова
Страниц15
ID576833
АннотацияВ статье рассматриваются отличительные особенности романтического энтузиазма, которые сравниваются с представлениями, существующими в философии, этике и эстетике предшествующих эпох. Особое внимание уделяется мировоззренческой основе энтузиазма Н. В. Гоголя как универсальному чувству, также в статье отражены эволюционные аспекты гоголевского энтузиазма
УДК821.161.1
Карташова, И.В. ОБ ЭНТУЗИАЗМЕ И ЕГО ОСНОВАХ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ РОМАНТИКОВ И Н. В. ГОГОЛЯ / И.В. Карташова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. .— 2015 .— №4(22) .— С. 25-39 .— URL: https://rucont.ru/efd/576833 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 821.161.1 И. В. Карташова, Тверской государственный университет ОБ ЭНТУЗИАЗМЕ И ЕГО ОСНОВАХ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ РОМАНТИКОВ И Н. В. ГОГОЛЯ В статье рассматриваются отличительные особенности романтического энтузиазма, которые сравниваются с представлениями, существующими в философии, этике и эстетике предшествующих эпох. <...> Особое внимание уделяется мировоззренческой основе энтузиазма Н. В. Гоголя как универсальному чувству, также в статье отражены эволюционные аспекты гоголевского энтузиазма. <...> Непосредственно выражая главнейшую ценностную интенцию романтиков – «апофеоз духа», – энтузиазм во многом определил их представления о личности, её идеальном мире. <...> Энтузиастические умонастроения были характерны для всего романтического движения, но прежде всего, как справедливо полагает В. И. Грешных, «знаком 25 Раздел 1. <...> Philological sciences энтузиазма» отмечен ранний (йенский) период немецкого романтизма (см. <...> По сравнению с теми представлениями об энтузиазме, которые существовали в философии, этике и эстетике предшествующих эпох, в романтизме он предстаёт в более многогранных и широких, по сути дела, универсальных значениях и понимается как целостное явление. <...> О романтическом энтузиазме обычно говорят или как об эстетическом явлении («боготворение» искусства), или как о психологическом, эмоциональном, имея в виду страстность и напряжённость духовной жизни романтической личности. <...> Действительно, романтизм делает установку на особую яркость и интенсивность, на «усиленную жизнь» (Шлейермахер), на горячую преданность идеалу, обострённое восприятие красоты. <...> Когда Новалис, восхищаясь свободным критическим умом и «мощным пониманием вещей» своего друга Ф. <...> Новалис размышлял о «культуре энтузиазма», о его значимости для духовного воспитания человека, для «сосредоточенности сердца и духа» (Gemut)2. <...> В связи с этим представляется важным уяснить, что воспламеняет романтическую личность и становится источником <...>