ПОВЕСТЬ «ТАМАНЬ» Статья посвящена изучению функционирования фольклорной традиции в поэтике М. Ю. Лермонтова. <...> Объектом исследования является повесть «Тамань» из романа «Герой нашего времени». <...> Проводятся параллели с русской загадкой: песня девушки и диалог с Печориным вписаны в ритуальный контекст, генетически возводимый к паремиологическому материалу. <...> Рассматривается функция загадок, небылиц в тюркском и русском фольклоре. <...> Сопоставление этого фрагмента с древнерусской повестью о Петре и Февронии Муромских типологически важно: «тёмная речь» Февронии также генетически возводима к загадкам, нацеленным на спасение жизни героя. <...> Фольклорная традиция проявилась главным образом латентно: в споре, словесной борьбе Печорина и контрабандистки и в песне «про лодочку». <...> В этих статьях уделено внимание главным образом отношению самого поэта к народной поэзии; производится анализ всевозможных источников фольклоризма творчества. <...> Однако здесь важны в теоретическом аспекте два момента: во-первых, изучается фольклоризм лирики, поэм, прозе почти не уделено внимание; во-вторых, анализируются главным образом вторичные формы фольклоризма. <...> Конечно, вопрос о фольклоризме прозы Лермонтова – вопрос сложный, особый, так как фольклорное начало его лирики и поэм не вызывает сомнения (во многих статьях происходит лишь расширение круга возможных фольклорных источников) и, вероятно, этот материал более продуктивен для исследователя. <...> Но в фольклористике и в теории литературы давно поставлен вопрос о внутренних формах фольклоризма в поэтике, о латентном существовании фольклорной традиции [5, с. <...> В таком теоретическом ключе проанализировал роман «Герой нашего времени» В. А. Смирнов. <...> В его монографии «Литература и фольклорная традиция: вопросы поэтики (архетипы «женского начала» в русской литературе XIX – начала XX века)» представлен тщательный анализ романа Лермонтова в свете мифопоэтических констант и архетипических <...>