А. Ф. ЮРТОВ И М. Е. ЕВСЕВЬЕВ – ПРОСВЕТИТЕЛИ МОРДОВСКОГО НАРОДА 1. <...> А. Ф. ЮРТОВ И М. Е. ЕВСЕВЬЕВ – ПРОСВЕТИТЕЛИ МОРДОВСКОГО НАРОДА Мокшин Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Место работы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им Н. П. Огарева» kaf_dor@mail.ru Аннотация: Статья посвящена рассмотрению жизни и деятельности выдающихся просветителей мордовского народа А. Ф. Юртова и М. Е. Евсевьева Ключевые слова: просветительство, мордва, миссионерская деятельность, этнография, фольклор, традиции, село, крестьяне, инородцы, национальное самосознание, ассимиляционные процессы A. <...> EVSEVIEV – ILLUMINATORS OF THE MORDVIANS Mokshin Nikolay F., doctor of the historical sciences, professor, chair of the Russian history department Place of employment: the Mordovian State University kaf_dor@mail.ru Abstract: Article is devoted to the life and activity of outstanding educators of the mordovians A. <...> Evseviev Keywords: enlightenment, mordvinians, missionary activity, ethnography, folklore, tradition, village, peasants, aliens, national identity, assimilation processes В 2014 г. исполнилось 160 лет со дня рождения Авксентия Филипповича Юртова (1854–1916) – предтечи мордовского просветительства и 150 лет со дня рождения Макара Евсевьевича Евсевьева (1864–1931) – его ученика и последователя, выдающегося мордовского ученогопросветителя, этнографа, лингвиста, фольклориста, музееведа, педагога и общественного деятеля. <...> Это были первые выходцы из мордвы, которые своим личным примером доказали, что их родной народ является не только объектом истории и историко-этнографического познания, но и субъектом этой истории, творящим ее и способным своими собственными силами исследовать ее. <...> И происходило это в то самое время, когда со страниц реакционной печати не сходили утверждения о вымирании мордвы, ее скором бесследном исчезновении, полном обрусении, а в исторических трудах муссировались «теории» о 5 народах «исторических» и «неисторических», «культурных» и «некультурных», «творческих» и «неспособных к творчеству», обреченных на духовное прозябание. <...> писал в «Нижегородских губернских <...>