В настоящее время государственная политика Российской Федерации
направлена на дальнейшее совершенствование защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также террористической деятельности. <...> Федеральные законы «О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О противодействии
терроризму» и «О гражданской обороне», «Стратегия национальной безопасности» определили и установили основные направления обучения населения правилам поведения и способам защиты от чрезвычайных ситуаций
различного характера и обеспечение пожарной безопасности. <...> Учебно-методическое пособие содержит основные сведения о чрезвычайных ситуациях техногенного, природного, биологического и социального характера, о психологической устойчивости в опасных и экстремальных ситуациях, о системе мероприятий по защите населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. <...> Отличительной особенностью данной работы является наличие: теоретической части, заданий,
требующих оперативного решения по алгоритму – практической части; контроля знаний – в заключение каждой темы предлагаются тестовые задания
6
для текущей и итоговой оценки качества знаний по данному курсу; списка
литературы. <...> Вопросы теоретической подготовки: нормативноправовые акты по обеспечению безопасной жизнедеятельности и Единой государственной системы по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). <...> Теоретическая часть
Исторический анализ показывает, что защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, экологического,
характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; была всегда весьма актуальна. <...> В 1987 г. были приняты меры по приданию системе ГО определенных
функций в плане непосредственного <...>
Защита_населения_и_территорий_в_чрезвычайных_ситуациях_.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
Н. В. Авдеева
Н. А. Фараджева
Защита населения и территорий
в чрезвычайных ситуациях
Учебно-методическое пособие
Чита
ЗабГГПУ
2012
Стр.2
УДК 355(075.8)
ББК Ц 69, 6(2)я73
А187
Печатается по решению Учёного Совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск
С. Е. Старостина, д-р пед. наук, доцент,
проректор по учебной работе ЗабГГПУ
Рецензенты:
Е. И. Никифорова, канд. пед. наук, декан ФЕНиМО ЗабКИПКРО
С. В. Шенделева, канд. пед. наук, доцент каф. ТТиБЖ ЗабГГПУ
А 187 Авдеева, Н. В.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб.-метод.
пособие / Н. В. Авдеева, Н. А. Фараджева; 2-е изд. перераб. и доп. ; Забайкал.
гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2012. – 107 с.
ISBN 978-5-85158-827-3
В пособии освещены наиболее важные разделы и вопросы курса «Безопасность
жизнедеятельности», который изучается во всех высших и среднеспециальных
учебных заведениях России. Авторы рекомендуют шесть тем, в каждую
из которых включены вопросы для теоретической подготовки; практические и
контрольные задания, требующие оперативного решения по алгоритму, а также
материалы для контроля знаний.
Пособие будет полезно не только для студентов высших и среднеспециальных
учебных заведений, но и для преподавателей этого курса в школе, а также
может быть использовано для самостоятельной работы и самообразования.
УДК 355(075.8)
ББК Ц 69, 6(2)я73
ISBN 978-5-85158-827-3
© ЗабГГПУ, 2012
Стр.3
Содержание
Введение .......................................................................................................... 5
Тема 1. Концепция защиты населения и территорий
в чрезвычайных ситуациях ............................................................................ 7
Тема 2. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
социального характера .................................................................................. 21
Тема 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
природного характера ................................................................................... 51
Тема 4. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
биологического характера ............................................................................. 65
Тема 5. Социально опасные явления и меры безопасности ...................... 79
Тема 6. Психологическая устойчивость в чрезвычайных
и экстремальных ситуациях .......................................................................... 95
Список использованной и рекомендуемой литературы ........................... 105
4
Стр.4
Введение
В современном обществе возрастает роль и ответственность системы
образования в формировании личности, знающей основы защиты человека,
общества, государства от современного комплекса опасных факторов и
умеющей применить эти знания на практике. Не менее значима роль образования
в воспитании гражданственности, патриотизма, ответственности
молодого человека перед обществом и природой.
В настоящее время государственная политика Российской Федерации
направлена на дальнейшее совершенствование защиты населения и территории
страны от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера,
а также террористической деятельности. Федеральные законы «О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О противодействии
терроризму» и «О гражданской обороне», «Стратегия национальной безопасности»
определили и установили основные направления обучения населения
правилам поведения и способам защиты от чрезвычайных ситуаций
различного характера и обеспечение пожарной безопасности. На сегодняшний
день владение этими знаниями – не право, а обязанность каждого гражданина
Российской Федерации.
В данном учебно-методическом пособии отражена концепция подготовки
населения, которая ориентирована на развитие разумного поведения и
психофизиологическую подготовку личности и направлена:
– на формирование системы обеспечения личной безопасности, в
основе которой лежат индивидуальные психологические возможности организма;
–
на обучение с использованием индивидуальных возможностей обучаемых,
их чувственно-сознательного опыта для обеспечения личной безопасности
при чрезвычайная ситуация различного характера;
– на проведение занятий с применением методов практического обучения
и форм контроля, обеспечивающих самостоятельную работу обучаемого.
Учебно-методическое
пособие содержит основные сведения о чрезвычайных
ситуациях техногенного, природного, биологического и социального
характера, о психологической устойчивости в опасных и экстремальных
ситуациях, о системе мероприятий по защите населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Отличительной особенностью
данной работы является наличие: теоретической части, заданий,
требующих оперативного решения по алгоритму – практической части; контроля
знаний – в заключение каждой темы предлагаются тестовые задания
6
Стр.6
для текущей и итоговой оценки качества знаний по данному курсу; списка
литературы.
Данное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образования нового
поколения, предусматривающего обучение и воспитание обучающихся с
учётом специфики преподаваемого предмета; способствует социализации,
формированию общей культуры безопасности.
Авторы выражают благодарность всем, принявшим участие в создании
данной работы, и признательны за предложения.
7
Стр.7