Пожалуй
Истории рифм
Излюбленные звуки
Художник
Наполеон
Вольности
"Евгений Онегин", V, 36
Кощунства
Ссора с отцом
Двор -- снег -- колокольчик
Стихи и письма
Вдохновение и рукопись
Бури
О двух отрывках
Прадед и правнук
Амур и Гименей
В 1924 году появилась моя книга "Поэтическое хозяйство Пушкина", изданная без моего участия
и в таком неслыханно искаженном виде, что я тогда же печатно снял с себя ответственность за ее
содержание. <...> Одни из них представляют
собою использование материала из недовершенных произведений; другие объясняются сознательным
пристрастием к определенным образам, мыслям, слово- и звукосочетаниям, интонациям, эпитетам,
рифмам и т.п.; третьи могут быть названы автоцитатами, цель которых -- закрепление (иногда -- для
читателя, иногда -- для себя самого) внутренней связи между пьесами, порой отделенными друг от друга
значительным промежутком времени; четвертые суть не что иное, как стилистические, языковые или
просодические навыки, штампы; пятые, наконец, являются в результате бессознательного
самозаимствования и могут быть названы автореминисценциями. <...> В самом деле, сравнивая 2 и 3 с 4 ("Наперсница волшебной старины..."), замечаем словесное и
рифменное совпадение:
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила. <...> В 4 образ такой покровительницы дан, на первый взгляд, в чертах бытовых, ничего не имеющих
общего с изображениями нимф и Харит: "Наперсница волшебной старины" является перед нами "веселою
старушкой", "в шушуне, в больших очках и с резвою гремушкой". <...> В этом образе принято видеть
воспоминание Пушкина о бабушке или няне (скорее -- о последней, так как очки носила Арина
Родионовна). <...> Комментируя пьесу, Брюсов заявляет: "Образ старушки -- няня Пушкина или его бабушка". <...> Пушкин, сказавший ранее, что колыбель Шишкова
качали нимфы Геликона, а колыбель Алели -- Хариты и Лель, здесь говорит о себе самом, что его
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО <...>
О_Пушкине.pdf
В. Ф. Ходасевич
О Пушкине
Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т.
Т. 3: Проза. Державин. О Пушкине.
М.: Согласие, 1997.
OCR Ловецкая Т.Ю.
СОДЕРЖАНИЕ
Явления Музы
Бережливость
"Гавриилиада"
Пора!
Перечисления
Отъезды, отлеты, исчезновения
Прямой. Важный. Пожалуй
Истории рифм
Излюбленные звуки
Художник
Наполеон
Вольности
"Евгений Онегин", V, 36
Кощунства
Ссора с отцом
Двор -- снег -- колокольчик
Стихи и письма
Вдохновение и рукопись
Бури
О двух отрывках
Прадед и правнук
Амур и Гименей
В 1924 году появилась моя книга "Поэтическое хозяйство Пушкина", изданная без моего участия
и в таком неслыханно искаженном виде, что я тогда же печатно снял с себя ответственность за ее
содержание. С тех пор мною написан ряд статей и заметок, по теме примыкающих к "Поэтическому
хозяйству Пушкина", в котором, с другой стороны, многое вовсе перестало меня удовлетворять, а
многое подверглось коренному пересмотру. Так образовалась предлагаемая книга, которой решился я
дать новое заглавие.
Общеизвестно обилие самоповторений в произведениях Пушкина. Одни из них представляют
собою использование материала из недовершенных произведений; другие объясняются сознательным
пристрастием к определенным образам, мыслям, слово- и звукосочетаниям, интонациям, эпитетам,
рифмам и т.п.; третьи могут быть названы автоцитатами, цель которых -- закрепление (иногда -- для
читателя, иногда -- для себя самого) внутренней связи между пьесами, порой отделенными друг от друга
значительным промежутком времени; четвертые суть не что иное, как стилистические, языковые или
просодические навыки, штампы; пятые, наконец, являются в результате бессознательного
самозаимствования и могут быть названы автореминисценциями. Установить, к какой из этих
категорий относится каждое данное самоповторение, не всегда возможно, но все они представляют
тот или иной интерес, ибо каждая группа их вскрывает какую-нибудь черту в творческой личности
Стр.1