Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

О Пушкине

0   0
Первый авторХодасевич Владислав Фелицианович
Издательство[Б.и.]
Страниц91
ID5739
Кому рекомендованоО Пушкине
Ходасевич, В.Ф. О Пушкине : Повесть / В.Ф. Ходасевич .— : [Б.и.], 1924 .— 91 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5739 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пожалуй Истории рифм Излюбленные звуки Художник Наполеон Вольности "Евгений Онегин", V, 36 Кощунства Ссора с отцом Двор -- снег -- колокольчик Стихи и письма Вдохновение и рукопись Бури О двух отрывках Прадед и правнук Амур и Гименей В 1924 году появилась моя книга "Поэтическое хозяйство Пушкина", изданная без моего участия и в таком неслыханно искаженном виде, что я тогда же печатно снял с себя ответственность за ее содержание. <...> Одни из них представляют собою использование материала из недовершенных произведений; другие объясняются сознательным пристрастием к определенным образам, мыслям, слово- и звукосочетаниям, интонациям, эпитетам, рифмам и т.п.; третьи могут быть названы автоцитатами, цель которых -- закрепление (иногда -- для читателя, иногда -- для себя самого) внутренней связи между пьесами, порой отделенными друг от друга значительным промежутком времени; четвертые суть не что иное, как стилистические, языковые или просодические навыки, штампы; пятые, наконец, являются в результате бессознательного самозаимствования и могут быть названы автореминисценциями. <...> В самом деле, сравнивая 2 и 3 с 4 ("Наперсница волшебной старины..."), замечаем словесное и рифменное совпадение: Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила. <...> В 4 образ такой покровительницы дан, на первый взгляд, в чертах бытовых, ничего не имеющих общего с изображениями нимф и Харит: "Наперсница волшебной старины" является перед нами "веселою старушкой", "в шушуне, в больших очках и с резвою гремушкой". <...> В этом образе принято видеть воспоминание Пушкина о бабушке или няне (скорее -- о последней, так как очки носила Арина Родионовна). <...> Комментируя пьесу, Брюсов заявляет: "Образ старушки -- няня Пушкина или его бабушка". <...> Пушкин, сказавший ранее, что колыбель Шишкова качали нимфы Геликона, а колыбель Алели -- Хариты и Лель, здесь говорит о себе самом, что его Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО <...>
О_Пушкине.pdf
В. Ф. Ходасевич О Пушкине Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3: Проза. Державин. О Пушкине. М.: Согласие, 1997. OCR Ловецкая Т.Ю. СОДЕРЖАНИЕ Явления Музы Бережливость "Гавриилиада" Пора! Перечисления Отъезды, отлеты, исчезновения Прямой. Важный. Пожалуй Истории рифм Излюбленные звуки Художник Наполеон Вольности "Евгений Онегин", V, 36 Кощунства Ссора с отцом Двор -- снег -- колокольчик Стихи и письма Вдохновение и рукопись Бури О двух отрывках Прадед и правнук Амур и Гименей В 1924 году появилась моя книга "Поэтическое хозяйство Пушкина", изданная без моего участия и в таком неслыханно искаженном виде, что я тогда же печатно снял с себя ответственность за ее содержание. С тех пор мною написан ряд статей и заметок, по теме примыкающих к "Поэтическому хозяйству Пушкина", в котором, с другой стороны, многое вовсе перестало меня удовлетворять, а многое подверглось коренному пересмотру. Так образовалась предлагаемая книга, которой решился я дать новое заглавие. Общеизвестно обилие самоповторений в произведениях Пушкина. Одни из них представляют собою использование материала из недовершенных произведений; другие объясняются сознательным пристрастием к определенным образам, мыслям, слово- и звукосочетаниям, интонациям, эпитетам, рифмам и т.п.; третьи могут быть названы автоцитатами, цель которых -- закрепление (иногда -- для читателя, иногда -- для себя самого) внутренней связи между пьесами, порой отделенными друг от друга значительным промежутком времени; четвертые суть не что иное, как стилистические, языковые или просодические навыки, штампы; пятые, наконец, являются в результате бессознательного самозаимствования и могут быть названы автореминисценциями. Установить, к какой из этих категорий относится каждое данное самоповторение, не всегда возможно, но все они представляют тот или иной интерес, ибо каждая группа их вскрывает какую-нибудь черту в творческой личности
Стр.1