88 Высшее образование в России • № 11, 2016 РЕАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ МОДЕЛЕЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БАННИКОВА Людмила Николаевна – др социол. наук, проф., кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. <...> Email: urfu.bannikova@bk.ru БОРОНИНА Людмила Николаевна – канд. филос. наук, доцент, Уральский федераль ный университет имени первого Президента России Б.Н. <...> Исследуется спектр проблем формирования элиты инженерного кор пуса, обобщается опыт реализации новых институциональных форм подготовки STEM магистрантов и аспирантов (STEM – Science, Technology, Engineering, Mathematics). <...> Отвечая на запросы региональной экономики, высшее техническое образование в пер вую очередь ориентировано на удовлетворение потребностей конкретных производств. <...> Реализация практикоориентированных программ подготовки бакалавров позволяет ликвидировать социальный разрыв между присущими выпускникам вузов притязаниями на повышенный социальный статус и потребностью рынка труда в рабочих кадрах, умеющих работать на высокотехнологичном оборудовании. <...> Удовлетворение текущих потребностей промышленных предприятий в квалифицированных, подготовленных «под заказ» специалистов не снимает проблему подготовки инженерных кадров на будущее, «на вырост» региональной промышленности. <...> Возникает противоречие между тради циями массового инженерного образования и инновационной, элитарной подготовкой инженерных кадров. <...> Аспирантура и магистратура являются институциональными каналами рекрутирования и дальнейшего формирования будущей инженерной элиты. <...> В статье описываются результаты исследования мнений, мотивов и профессиональных планов респондентов, уже имеющих базовое инженерное образование и сделавших вы бор в пользу дальнейшего обучения по трудоёмким инженерным программам, а также даются оценки инженерным <...>