Пушкин говорит "мы" -- и, следовательно,
слова эти должны быть прежде всего применяемы к нему самому. <...> Так это и делается обычно, с тем,
однако же, недостатком, что подлинное содержание пушкинской формулы не вскрывается. <...> Все три члена пушкинской формулы -- вдохновение, сладкие звуки, молитвы -весьма нуждаются в пояснениях. <...> А ведь Пушкин выдвинул это слово на первое место. <...> Вполне очевидно, что для того, чтобы
понять пушкинскую формулу, надо знать прежде всего, что следует разуметь под словами "вдохновение",
"сладкие звуки", "молитвы". <...> К счастию, самый темный и самый важный из этих терминов, -- вдохновение, -- раскрыт самим
Пушкиным. <...> Когда на поэта находит это состояние, он будто бы "творит", то есть, пифийствуя и не
владея своим сознанием, извергает красивые словосочетания -- "сладкие звуки". <...> То,
что они зовут вдохновением и что обычно понимается под этим словом, -- отнюдь не есть вдохновение в
пушкинском смысле. <...> Но уже во дни Пушкина вдохновение смешивалось с восторгом, и разграничению этих понятий
Пушкин посвятил особую заметку. <...> Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению
понятий, следственно, и объяснению оных". <...> В общепринятом
понимании вдохновение является силой, выбрасывающей наружу готовые изделия поэтического духа,
вырабатываемые из ничего или неизвестно из чего. <...> Напротив того, для Пушкина вдохновение есть прежде
всего способность души к принятию впечатлений, то есть к их собиранию, накоплению, всасыванию. <...> Вторая функция, вызываемая в душе вдохновением, есть соображение и объяснение понятий, то есть
сопоставление и осмысливание впечатлений, иначе сказать -- обработка собранного материала. <...> Далее происходит разборка и сортировка этого
сырья, сопоставление накопленных впечатлений, процесс первоначальных обобщений -- или
"соображение понятий", по терминологии Пушкина. <...> В следующей стадии эти "соображенные понятия", то есть рассортированные и сопоставленные
впечатления <...>
(Статьи_о_Пушкине).pdf
В. Ф. Ходасевич
<Статьи о Пушкине>
Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. Записная книжка. Статьи о русской поэзии.
Литературная критика 1922--1939. --М.: Согласие, 1996.
OCR Бычков М. Н.
Содержание
О чтении Пушкина (К 125-летию со дня рождения)
Девяностая годовщина
Автор, герой, поэт
О ЧТЕНИИ ПУШКИНА
(К 125-летию со дня рождения)
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Такими словами определяет Пушкин назначение поэта. Пушкин говорит "мы" -- и, следовательно,
слова эти должны быть прежде всего применяемы к нему самому. Так это и делается обычно, с тем,
однако же, недостатком, что подлинное содержание пушкинской формулы не вскрывается.
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Слова эти повторяются как нечто совершенно ясное, очевидное, не допускающее двух толкований.
Меж тем это вовсе не так. Все три члена пушкинской формулы -- вдохновение, сладкие звуки, молитвы -весьма
нуждаются в пояснениях. Что называть вдохновением, что -- сладкими звуками, что -- молитвами?
Если относительно сладких звуков и молитв столковаться сравнительно легче, то с вдохновением дело не
так-то просто. А ведь Пушкин выдвинул это слово на первое место. Вполне очевидно, что для того, чтобы
понять пушкинскую формулу, надо знать прежде всего, что следует разуметь под словами "вдохновение",
"сладкие звуки", "молитвы".
К счастию, самый темный и самый важный из этих терминов, -- вдохновение, -- раскрыт самим
Пушкиным.
В обществе, в критике, даже в истории литературы прочно укоренилось поверке, будто поэтам
свойственно какое-то странное, трудноопределимое состояние, нечто вроде экстаза, или опьянения, или
одержимости. Когда на поэта находит это состояние, он будто бы "творит", то есть, пифийствуя и не
владея своим сознанием, извергает красивые словосочетания -- "сладкие звуки". Вот это легендарное
состояние и называется вдохновением. Стихотворцы знают, что его не бывает.
Я сделаю оговорку. Нечто близкое к такому "вдохновению" нередко испытывают очень юные
поэты и дилетанты. Они впадают в помрачительный экстаз и гордятся тем, что пишут "легко", "почти без
помарок". О них можно сказать словами Пушкина, что они стоят "на низших ступенях творчества". То,
что они зовут вдохновением и что обычно понимается под этим словом, -- отнюдь не есть вдохновение в
пушкинском смысле. То, что испытывают они, на языке Пушкина зовется восторгом, о котором поэт
говорит: "Восторг исключает спокойствие -- необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает
Стр.1