Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

(Статьи о Пушкине)

0   0
Первый авторХодасевич Владислав Фелицианович
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID5716
АннотацияО чтении Пушкина (К 125-летию со дня рождения). Девяностая годовщина. Автор, герой, поэт
Кому рекомендованоО Пушкине
Ходасевич, В.Ф. (Статьи о Пушкине) : Статья / В.Ф. Ходасевич .— : [Б.и.], 1936 .— 10 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5716 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пушкин говорит "мы" -- и, следовательно, слова эти должны быть прежде всего применяемы к нему самому. <...> Так это и делается обычно, с тем, однако же, недостатком, что подлинное содержание пушкинской формулы не вскрывается. <...> Все три члена пушкинской формулы -- вдохновение, сладкие звуки, молитвы -весьма нуждаются в пояснениях. <...> А ведь Пушкин выдвинул это слово на первое место. <...> Вполне очевидно, что для того, чтобы понять пушкинскую формулу, надо знать прежде всего, что следует разуметь под словами "вдохновение", "сладкие звуки", "молитвы". <...> К счастию, самый темный и самый важный из этих терминов, -- вдохновение, -- раскрыт самим Пушкиным. <...> Когда на поэта находит это состояние, он будто бы "творит", то есть, пифийствуя и не владея своим сознанием, извергает красивые словосочетания -- "сладкие звуки". <...> То, что они зовут вдохновением и что обычно понимается под этим словом, -- отнюдь не есть вдохновение в пушкинском смысле. <...> Но уже во дни Пушкина вдохновение смешивалось с восторгом, и разграничению этих понятий Пушкин посвятил особую заметку. <...> Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно, и объяснению оных". <...> В общепринятом понимании вдохновение является силой, выбрасывающей наружу готовые изделия поэтического духа, вырабатываемые из ничего или неизвестно из чего. <...> Напротив того, для Пушкина вдохновение есть прежде всего способность души к принятию впечатлений, то есть к их собиранию, накоплению, всасыванию. <...> Вторая функция, вызываемая в душе вдохновением, есть соображение и объяснение понятий, то есть сопоставление и осмысливание впечатлений, иначе сказать -- обработка собранного материала. <...> Далее происходит разборка и сортировка этого сырья, сопоставление накопленных впечатлений, процесс первоначальных обобщений -- или "соображение понятий", по терминологии Пушкина. <...> В следующей стадии эти "соображенные понятия", то есть рассортированные и сопоставленные впечатления <...>
(Статьи_о_Пушкине).pdf
В. Ф. Ходасевич <Статьи о Пушкине> Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. Записная книжка. Статьи о русской поэзии. Литературная критика 1922--1939. --М.: Согласие, 1996. OCR Бычков М. Н. Содержание О чтении Пушкина (К 125-летию со дня рождения) Девяностая годовщина Автор, герой, поэт О ЧТЕНИИ ПУШКИНА (К 125-летию со дня рождения) Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Такими словами определяет Пушкин назначение поэта. Пушкин говорит "мы" -- и, следовательно, слова эти должны быть прежде всего применяемы к нему самому. Так это и делается обычно, с тем, однако же, недостатком, что подлинное содержание пушкинской формулы не вскрывается. Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Слова эти повторяются как нечто совершенно ясное, очевидное, не допускающее двух толкований. Меж тем это вовсе не так. Все три члена пушкинской формулы -- вдохновение, сладкие звуки, молитвы -весьма нуждаются в пояснениях. Что называть вдохновением, что -- сладкими звуками, что -- молитвами? Если относительно сладких звуков и молитв столковаться сравнительно легче, то с вдохновением дело не так-то просто. А ведь Пушкин выдвинул это слово на первое место. Вполне очевидно, что для того, чтобы понять пушкинскую формулу, надо знать прежде всего, что следует разуметь под словами "вдохновение", "сладкие звуки", "молитвы". К счастию, самый темный и самый важный из этих терминов, -- вдохновение, -- раскрыт самим Пушкиным. В обществе, в критике, даже в истории литературы прочно укоренилось поверке, будто поэтам свойственно какое-то странное, трудноопределимое состояние, нечто вроде экстаза, или опьянения, или одержимости. Когда на поэта находит это состояние, он будто бы "творит", то есть, пифийствуя и не владея своим сознанием, извергает красивые словосочетания -- "сладкие звуки". Вот это легендарное состояние и называется вдохновением. Стихотворцы знают, что его не бывает. Я сделаю оговорку. Нечто близкое к такому "вдохновению" нередко испытывают очень юные поэты и дилетанты. Они впадают в помрачительный экстаз и гордятся тем, что пишут "легко", "почти без помарок". О них можно сказать словами Пушкина, что они стоят "на низших ступенях творчества". То, что они зовут вдохновением и что обычно понимается под этим словом, -- отнюдь не есть вдохновение в пушкинском смысле. То, что испытывают они, на языке Пушкина зовется восторгом, о котором поэт говорит: "Восторг исключает спокойствие -- необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает
Стр.1