Молодец")
О кинематографе
О формализме и формалистах
Подземные родники
"Магические рассказы"
Скучающие поэты
"Северное сердце"
О горгуловщине
"Близкая даль"
Литература в изгнании
О форме и содержании
"Камера обскура"
К столетию "Пана Тадеуша"
"Начало века"
По поводу "Ревизора"
Новые стихи
Жалость и "жалость"
О Гумилеве
О Сирине
"Рассветы"
"Распад атома"
О советской литературе. <...> Тайна Императора Александра I"
"Наедине"
"Умирание искусства"
ВСЕ -- НА ПИСАТЕЛЕЙ! <...> И вот президиум союза печатников, состоящий из назначенных коммунистов, принялся
непомерно вздувать типографские ставки. <...> Молодец")
Рассуждения о народности пушкинских сказок справедливы лишь до тех пор, пока речь идет о
сюжете и смысле. <...> По смыслу же -- оттого, что вместе с сюжетом Пушкин почерпнул из народной сказки ее
действующих лиц, столь же традиционных, как персонажи итальянской комедии масок, -- ив своих
переработках оставил их носителями тех же идей и переживаний, носителями которых они являются в
подлинных созданиях народной массы. <...> Так же как размер стиха, язык пушкинской сказки в основе своей -- тоже книжный; отмеченный
всеми особенностями индивидуально-пушкинского стиля, он в общем восходит к литературному языку
XIX века, а не к языку народного (или, как иногда выражался сам Пушкин, простонародного) творчества. <...> В том и острота пушкинских сказок, что их основной стилистической тенденцией является
сочетание разнороднейших элементов: прозаического народно-сказочного сюжета и некоторых
частностей, заимствованных из стихотворного народно-песенного стиля, -- с основным стилем книжной
поэзии. <...> Однако разобрать
это не удалось ни Киреевскому, ни кому-либо другому: наглядное доказательство того, что Пушкин, когда
хотел, мог подражать народному стилю до полной неотличимости. <...> Почему же, владея народным стилем в таком совершенстве,
Пушкин не применил своего умения в сказках? <...> Однако, основываясь на своих наблюдениях, я
бы сказал, что в стиле пушкинских <...>
Литературная_критика_1922-1939.pdf
В. Ф. Ходасевич
Литературная критика 1922--1939
Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. Записная книжка. Статьи о русской поэзии.
Литературная критика 1922--1939. --М.: Согласие, 1996.
OCR Бычков М. Н.
Содержание
Все -- на писателей!
Заметки о стихах (М. Цветаева. "Молодец")
О кинематографе
О формализме и формалистах
Подземные родники
"Магические рассказы"
Скучающие поэты
"Северное сердце"
О горгуловщине
"Близкая даль"
Литература в изгнании
О форме и содержании
"Камера обскура"
К столетию "Пана Тадеуша"
"Начало века"
По поводу "Ревизора"
Новые стихи
Жалость и "жалость"
О Гумилеве
О Сирине
"Рассветы"
"Распад атома"
О советской литературе.
"Тайна Императора Александра I"
"Наедине"
"Умирание искусства"
ВСЕ -- НА ПИСАТЕЛЕЙ!
Член президиума Московского совдепа Ангарский однажды выразился:
-- Рядовой коммунист не способен мыслить.
Однако это не его личный взгляд. То же самое, в разных формах, много раз говорили другие
представители партийного "верха". Партия для них -- стадо баранов.
И так как ЦК партии бессилен руководить каждым бараном в отдельности, то директивы даются
не "к сведению и руководству", а к немедленному исполнению. Погонщики и овчарки разом сгоняют все
стадо к одному месту, и оно валит сплошной массой: на это оно способно.
-- Все на трудовой фронт! -- и все принимаются за судорожную выработку трех пар клещей. Суд
бездействует, школа забыта, клещи никуда не годятся.
Потом: -- Все на борьбу с мешочниками! -- Бараны с волчьей жадностью кидаются на
мешочников.
Потом: -- Все за хлебом! -- и все сами становятся мешочниками. Фабрики, комячейки, даже
исполкомы пустуют: все уехали за хлебом.
За хлебом идет внешняя торговля, очистка железнодорожных путей, электрофикация и т.д. Так
Стр.1