Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Записная книжка

0   0
Первый авторХодасевич Владислав Фелицианович
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID5712
Кому рекомендованоПроза и мемуары
Ходасевич, В.Ф. Записная книжка : Дневник / В.Ф. Ходасевич .— : [Б.и.], 1922 .— 10 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/5712 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

У поэта язык, система образов, выбор эпитетов, ритм, характер рифм, инструментовка стиха, словом, все, что зовется манерой и стилем, -- есть выражение духовной его личности. <...> *** Рисунки Гоголя к последней сцене "Ревизора" сделаны, конечно, под влиянием Флаксмана (или Ф. Толстого <...> , если его рисунки к "Душеньке" старше гоголевского наброска). <...> Опять-таки здесь отразилась основная мысль Гоголя: "Как пошлость провинциального городишки возвысить" и проч. <...> Кадетский монастырь": за сочинение чего бы то ни было в прозе -15 розог, за стихи -- 25. <...> . Здесь и далее редакторские примечания обозначаются цифрами, примечания В. Ф. Ходасевича -- звездочками.} восстановит и 1-й, и 2-й лозунги. <...> VI *** Вопрос о роли личности в истории пора пересматривать, особенно этим должны заняться марксисты. <...> Обыватели радовались (в хвостах у лавок): -- Пришла французская эскадра. <...> Будут сатанинские секты -- в религии, эстетизм и эротизм -- в искусстве. <...> 21 г. *** На это возразят: вы будущее созидаете из элементов прошедшего, только в новых сочетаниях. <...> 21 *** Мастерство, ремесло -- скорлупа, внешняя оболочка искусства, м. б., его формующая поверхность. <...> Вот еще почему невозможны поэтич<еские> студии и почему, когда дело идет о поэзии, неприменима старая аналогия: в музыке -- гаммы, в живописи зарисовки и т.д. <...> ) П<етер>б<ург>, 16/III 22 КОММЕНТАРИИ Состав 2-го тома Собрания сочинений В. Ф. Ходасевича -- это, помимо архивной Записной книжки 1921--1922 гг., статьи на литературные и отчасти общественно-политические темы, напечатанные им в российской и зарубежной прессе за 1915--1939 гг. <...> Пять из них -- российского периода на темы истории русской литературы вместе с пушкинской речью 1921 г. "Колеблемый треножник" -- Ходасевич объединил в книгу "Статьи о русской поэзии" (Пг., 1922). <...> Мы не сочли нужным отделять историко-литературные очерки, в том числе пушкинистику Ходасевича, от общего потока его критической <...>
Записная_книжка.pdf
В. Ф. Ходасевич Записная книжка Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. Записная книжка. Статьи о русской поэзии. Литературная критика 1922--1939. --М.: Согласие, 1996. OCR Бычков М. Н. У поэта язык, система образов, выбор эпитетов, ритм, характер рифм, инструментовка стиха, словом, все, что зовется манерой и стилем, -- есть выражение духовной его личности. Изменение стиля свидетельствует о глубоких изменениях душевных, причем степень перемены в стиле прямо пропорциональна степени перемены внутренней. Поэтому внезапный переход от классицизма к футуризму означал бы внутреннее потрясение прямо-таки катастрофическое, какого, конечно, человек вынести не в силах. Однако N, N1, N2, N3 и т.д. -- вынесли и благополучно здравствуют как ни в чем не бывало. Что это значит? Только то, что они никогда не были ни классиками, ни футуристами, -- ничем. На пресловутом "пароходе футуризма" они едут такими же зайцами, какими были на парусных кораблях классицизма. * * * Поэтическое творчество -- чудо и тайна. Однако N задает ученикам своим "к след<ующему> разу" написать по стихотворению таким-то и таким-то размером. Какой ужас! Практические занятия по чудотворчеству! Генеральная репетиция литургии!.. Ну, учитель состарился и изверился. Но чего смотрят ученики? * * * Z призывал лет 20: "Ей, гряди, Революция!" Накликал -- и испугался: нельзя ли назад? Совсем как у Гете -- ученик мага: Стань у печи, Веник, снова, Слушай слова Мудрой речи... А веник не слушает, а вода прибывает и уже дошла бедному Z до подмышек. * * * Шепотком: В 1915: "Знаете, Распутин с царицей ходят в баню и оттуда посылают радиотелеграммы в Берлин. А Николай в это время"... и проч. В 1917: "Знаете, Керенский перевез Т<име> в Зимний Дворец и купается с ней в мраморной ванне"... и проч. В 1919: "Знаете, Ленину явился во сне Гермоген"... и т.д. Что это значит? Что идея монархии изжита, а холопство -- нет. * * *
Стр.1