2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 Русская классика: динамика художественных систем О. С. СУХИХ (Нижегородский госуниверситет им. <...> «Свидетель истории» и «Книга о концах» с точки зрения воплощения традиций Ф. М. Достоевского. <...> Целью исследования становится выявление в произведениях М. Осоргина <...> вслед за Ф. М. Достоевским художественно воплощает в действиях своих героев принцип утилитарной этики, порождающий противоречие между гуманной целью и антигуманными средствами. <...> Анализируются ницшеанские убеждения главной героини романов М. Осоргина <...> Отмечается роль рационалистической теории в мотивировках действий героев обоих писателей. <...> в своих этических выводах из трагических страниц истории следует за Достоевским: оба признают «идейное» преступление нарушением морального закона, но при этом акцентируют внимание на благородных мотивировках действий героев, преступающих этическую границу, а также на их высоких моральных качествах. <...> Ключевые слова: утилитарная этика, русская литература, литературные традиции, литературные герои, литературные мотивы, анализ литературного произведения. <...> И, конечно же, не случайно проявление интертекстуальных связей с творчеством Ф. М. Достоевского – писателя, который отразил тенденции мировой истории в символически-обобщённых образах таких ге188 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 Русская классика: динамика художественных систем роев, как Раскольников, Верховенские, великий инквизитор. <...> Исследователи ведут речь о традициях Ф. М. Достоевского в прозе М. Осоргина <...> в таких аспектах, как изображение «маленького человека» [Лобанова 2008], воплощение почвеннических взглядов, образ игрока [Мужайлова], взаимоотношения идеолога и воспреемника идеологии (Иван Карамазов и Смердяков в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского – Астафьев и Завалишин в «Сивцевом Вражке» М. Осоргина <...> Ф. М. Достоевский в своих романах раскрывает парадоксальную ситуацию, когда человек порядочный <...>