Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем  / №1 2016

ТРАДИЦИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В РОМАНАХ М. ОСОРГИНА «СВИДЕТЕЛЬ ИСТОРИИ» И «КНИГА О КОНЦАХ» (125,00 руб.)

0   0
Первый авторСухих
Страниц14
ID570196
АннотацияРассматривается философско-этическая проблематика романов М. Осоргина «Свидетель истории» и «Книга о концах» с точки зрения воплощения традиций Ф. М. Достоевского. Целью исследования становится выявление в произведениях М. Осоргина существенных мотивов романов «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» (в частности, «Легенды о великом инквизиторе»). Доказывается, что М. Осоргин вслед за Ф. М. Достоевским художественно воплощает в действиях своих героев принцип утилитарной этики, порождающий противоречие между гуманной целью и антигуманными средствами. Анализируются ницшеанские убеждения главной героини романов М. Осоргина. Отмечается роль рационалистической теории в мотивировках действий героев обоих писателей. Рассматривается авторская позиция в романах Ф. М. Достоевского и М. Осоргина по отношению к взглядам героев. Делается вывод, что М. Осоргин в своих этических выводах из трагических страниц истории следует за Достоевским: оба признают «идейное» преступление нарушением морального закона, но при этом акцентируют внимание на благородных мотивировках действий героев, преступающих этическую границу, а также на их высоких моральных качествах. В итоге авторская оценка подобных персонажей и у Достоевского, и у Осоргина двойственна.
УДК821.161.1-31(
Сухих, О.С. ТРАДИЦИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В РОМАНАХ М. ОСОРГИНА «СВИДЕТЕЛЬ ИСТОРИИ» И «КНИГА О КОНЦАХ» / О.С. Сухих // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем .— 2016 .— №1 .— С. 188-201 .— URL: https://rucont.ru/efd/570196 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 Русская классика: динамика художественных систем О. С. СУХИХ (Нижегородский госуниверситет им. <...> «Свидетель истории» и «Книга о концах» с точки зрения воплощения традиций Ф. М. Достоевского. <...> Целью исследования становится выявление в произведениях М. Осоргина <...> вслед за Ф. М. Достоевским художественно воплощает в действиях своих героев принцип утилитарной этики, порождающий противоречие между гуманной целью и антигуманными средствами. <...> Анализируются ницшеанские убеждения главной героини романов М. Осоргина <...> Отмечается роль рационалистической теории в мотивировках действий героев обоих писателей. <...> в своих этических выводах из трагических страниц истории следует за Достоевским: оба признают «идейное» преступление нарушением морального закона, но при этом акцентируют внимание на благородных мотивировках действий героев, преступающих этическую границу, а также на их высоких моральных качествах. <...> Ключевые слова: утилитарная этика, русская литература, литературные традиции, литературные герои, литературные мотивы, анализ литературного произведения. <...> И, конечно же, не случайно проявление интертекстуальных связей с творчеством Ф. М. Достоевского – писателя, который отразил тенденции мировой истории в символически-обобщённых образах таких ге188 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 Русская классика: динамика художественных систем роев, как Раскольников, Верховенские, великий инквизитор. <...> Исследователи ведут речь о традициях Ф. М. Достоевского в прозе М. Осоргина <...> в таких аспектах, как изображение «маленького человека» [Лобанова 2008], воплощение почвеннических взглядов, образ игрока [Мужайлова], взаимоотношения идеолога и воспреемника идеологии (Иван Карамазов и Смердяков в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского – Астафьев и Завалишин в «Сивцевом Вражке» М. Осоргина <...> Ф. М. Достоевский в своих романах раскрывает парадоксальную ситуацию, когда человек порядочный <...>