№ 3 УДК 74.03 DOI 10.18522/0321-3056-2016-3-17-20 СИСТЕМА ПРОСВЕТИЗМА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКА © 2016 г. Н.О. Блейх Блейх Надежда Оскаровна − доктор исторических наук, профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. <...> E-mail: nadezhda-blejjkh@mail.ru Bleikh Nadezhda Oskarovna – Doctor of Historical Sciences, Professor, North Ossetian State University named after K.L. <...> Е-mail: nadezhda-blejjkh@mail.ru На основе архивных и публицистических материалов отмечается, что к началу ХХ в. на Северном Кавказе сеть школ была более или менее разветвленной: на Северном Кавказе функционировали школы конфессионального направления (церковно-приходские, миссионерские, мусульманские) и государственные (земские, русско-инородческие). <...> Показано, что политическая ситуация, сложившаяся в стране и на Северном Кавказе, напрямую отразилась на системе школьного образования горцев, которое, несмотря на некоторые перспективы своего развития, все же оставляло желать лучшего. <...> Изменения в системе образования горских народов произошли только после революции 1917 г. Ключевые слова: Северный Кавказ, система образования, горские народы, конфессиональные школы, новометодные школы, просветительская политика. <...> The article based on archival and published materials stresses that by the early twentieth century in the North Caucasus the network of schools was more or less branched: in the North Caucasus the school of different confessions (church, mission, Muslim) and state schools (rural, Russian-native) were functioning. <...> It is proved that the political situation in the country and in the North Caucasus directly influenced the school system of the highlanders, which, despite some prospects of its development still left much to be desired. <...> Keywords: North Caucasus, the education system, the mountain peoples, religious schools, new-method schools, educational policy. <...> Школьное образование начала ХХ в. было всецело подчинено политической ситуации, которая характеризовалась эскалацией напряженности во всех видах жизнедеятельности. <...> Деятельное участие в нем принимало прогрессивное учительство, не <...>