Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
ПОЛИС. Политические исследования  / №1 2017

СТОЛЕТЬЕ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ. ЭПОХА ПРОДОЛЖАЕТСЯ? (130,00 руб.)

0   0
Первый авторОганисьян
Страниц17
ID567277
АннотацияВековой юбилей Октябрьской революции дает автору основание поставить ряд нетривиальных вопросов о ее истоках, содержании, историческом значении и ответить на некоторые из них вопреки устоявшимся мнениям и стереотипам. При этом он аргументирует свои оценки и выводы ссылками на известные факты, суждения участников и свидетелей событий – как вождей р а и сторонников революции, так и их противников, – на современные исследованиея поставленных проблем. Столетняя ретроспектива выявляет эти проблемы по-ноовомму, изменяя их контенты, их роль в революционном процессе и его последс нтвиях. а В таком ракурсе причины Русской революции, ее влияние на мировое рамзвитие не сводятся к социальным противоречиям. Адекватной трактовке они поддаеются лишь через анализ сложного комплекса факторов, совмещающего, наряду с сТоциальными геополитические, цивилизационные, национально-этнические, нравственнорелигиозные, ценностные, взаимодействие которых специфично на каждом из этапов развития революции. Самое это развитие крайне противоречиво. Оно глубоко национально и именно поэтому интернационально. Возникшая в российском православии еще в раннем средневековье мессианская идея спасения человечества органично соединилась в нем с привнесенной с Запада марксистской идеей освободительной миссии пролетариата. Большевистская диктатура сформировалась в благодатном для нее ментальном контексте: минувшее столетие показало, что ни революция, ни гражданская война, ни строительство социализма не смогли преодолеть этатистскую ориентацию, утверждавшуюся в массовом сознании россиян веками царского самодержавия, перевоплотившегося после революции в автократические режимы диктаторского или авторитарного типа. В той же традиции коренится социальная иллюзия “светлого будущего”, омертвление которой положило конец социализму и советскому государству в России. Что это? Порочный круг? Дурная бесконечность? Нет. Такова диалектика – или метафизика? – великой русской революции, радикально и необратимо изменившей мир. Открытая Октябрем эпоха продолжается. Возвращение России к капитализму означает лишь то, что не удалась реализация одной из моделей социального переустройства мира. Другая – китайская, – по сути предполагавшаяся ленинской политикой нэпа и бухаринской оппозицией, успешно реализуется сегодня. А что представляет собой западная модель социального государства? Именно то, что в конце ХIХ – начале ХХ вв. посчиталось бы реальным социализмом. История чужда инвариантности. Она изменчива и прихотлива. Кто знает, на какие сюрпризы она способна?
Оганисьян, Ю.С. СТОЛЕТЬЕ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ. ЭПОХА ПРОДОЛЖАЕТСЯ? / Ю.С. Оганисьян // ПОЛИС. Политические исследования .— 2017 .— №1 .— С. 25-41 .— URL: https://rucont.ru/efd/567277 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ю.С. Оганисьян Оганисьян Юлий Степанович, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института социологии РАН. <...> Вековой юбилей Октябрьской революции дает автору основание поставить ряд нетривиальных вопросов о ее истоках, содержании, историческом значении и ответить на некоторые из них вопреки устоявшимся мнениям и стереотипам. <...> Столетняя ретроспектива выявляет эти проблемы по-новому, изменяя их контенты, их роль в революционном процессе и его последствиях. <...> В таком ракурсе причины Русской революции, ее влияние на мировое развитие не сводятся к социальным противоречиям. <...> Большевистская диктатура сформировалась в благодатном для нее ментальном контексте: минувшее столетие показало, что ни революция, ни гражданская война, ни строительство социализма не смогли преодолеть этатистскую ориентацию, утверждавшуюся в массовом сознании россиян веками царского самодержавия, перевоплотившегося после революции в автократические режимы диктаторского или авторитарного типа. <...> Другая – китайская, – по сути предполагавшаяся ленинской политикой нэпа и бухаринской оппозицией, успешно реализуется сегодня. <...> Именно то, что в конце ХIХ – начале ХХ вв. посчиталось бы реальным социализмом. <...> Глубоко национальная по Тема номера: Политическая и социальная драма. <...> 24-40 Выяснением вины заняты едва ли не все, кто ищет причины войн и революций. <...> Они открыто и недвусмысленно берут на себя всю ответственность и за перерастание империалистической войны в войну гражданскую, и за государственный переворот 25 октября 1917 г., и за позорный Брестский мир, и за красный террор. <...> По их убеждению, того стоила победа мировой революции. <...> “Каждый коммунист должен усвоить ту истину, что винтовка рождает власть”, – учил кормчий китайской революции Мао Цзэдун [Мао Цзэ-дун 1953: 388]. <...> Политическое насилие принимало самые разнообразные форТема номера: Политическая и социальная драма. <...> Причем якобинский террор едва ли не превосходил <...>