Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01220132.htm
Хмельницкий (Николай Иванович) - сын Ивана Парфеновича , довольно известный
драматический писатель. Родился в 1789 г.; учился в горном корпусе. Службу начал в 1806 г. по
гражданскому ведомству. В 1812 г. Х. поступил в петербургское ополчение, а затем перешел в
действующую армию, в рядах которой совершил и заграничный поход, исполняя главным образом
дипломатические поручения. Литературная деятельность Х. началась в 1811 г. переводом "Зельмиры",
трагедии одного из посредственных французских драматургов XVIII века, Беллуа. По возвращении из
заграничного похода Х. опять поступил в гражданскую службу; служил сначала в Министерстве
юстиции, затем был последовательно чиновником особых поручений при петербургском генералгубернаторе,
правителем канцелярии генерал-губернатора, чиновником особых поручений при министре
внутренних дел. В 1829 г. был назначен смоленским губернатором. Им было составлено "Руководство к
ведению русских законов", до трудов Сперанского , ценное пособие для администратора и юриста. В то
же время был составлен и проведен Хмельницким проект об обращении лежавших в разных
присутственных местах никем не востребованных денег (до 700 000 рублей) в капитал для призрения
гражданских чиновников. Первой пьесой Х., поставленной на сцену (в 1817 г.), была переделка комедии
Буансси "Говорун"; за ней последовала переделка "Шалостей влюбленных" Реньяра. В 1818 г. Х.
выступил с комедией "Воздушные замки", являющейся, по-видимому, переделкой одной из комедий
Коллэн д'Арлевиля; позднее Х. переделал еще несколько пьес этого писателя. Переделывал Х. довольно
свободно, пользуясь материалом, иногда варьируя один заимствованный сюжет в двух комедиях. В
выборе заимствований он руководствовался, главным образом, веселостью пьесы, останавливался далеко
не на лучших писателях и у данного писателя - не на лучших произведениях. Излюбленным родом Х.
был модный тогда водевиль, которому отдал долг даже Грибоедов , сочинивший в сотрудничестве с Х. и
Шаховским комедию-водевиль: "Своя семья". У Фавара Х. заимствовал оперетку "Греческие бредни" и,
может быть, "Новый Парис". По-видимому, переделками являются и другие водевили Х. - "Бабушкины
попугаи", "Взаимные испытания", "Новая шалость", "Карантин" и прочие, - но источники их не указаны.
Все эти пьесы относятся к разряду водевилей с неизбежным сватовством и волокитством, с довольно
поверхностным юмором, неподдельной веселостью и грациозностью. Наиболее серьезной литературной
заслугой Х. является перевод Мольеровых "Школы женщин" и "Тартюфа". Перевод "Школы женщин"
можно признать художественным, но Х. допускает в нем большие вольности и очень заботится, чтобы
пьеса вышла посмешнее. Перевод "Тартюфа" выше перевода "Школы женщин": он значительно ближе к
подлиннику и отличается силой и красотой стиха, но также не свободен от излишних вольностей. Как
губернатор, Х. соединял гуманность и независимость с легкомыслием в стиле его водевильных героев:
первая создала ему врагов в лице местных Тартюфов, вторая дала в руки этим врагам достаточно сильное
оружие. Х. был обвинен в казнокрадстве и сначала переведен губернатором в Архангельск, а потом
вызван в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость, где просидел с 1837 по 1843 г. Степень
виновности Х. остается невыясненной; по-видимому, он был жертвой интриги и своего легкомыслия. По
освобождении своем Х. уехал за границу, откуда писал путевые письма. К этому времени относятся, повидимому,
и его исторические пьесы, основанные на любовной интриге и очень напоминающие его
водевили, но без живости и веселости последних. В комедии "Обер-кухмейстер Фельтен" в чисто
водевильных ролях являются академики Тауберт и Шумахер; в комедии "Русский Фауст" водевиль
выкроен из легенды о Брюсе. Лучше других исторических комедий Х. - "Царское слово, или Сватовство
Румянцева"; наиболее слабой является комедия "Зиновий Богдан Х., или Присоединение Малороссии".
Умер Х. в 1845 г. в Петербурге. Сочинения Х. изданы в 1849 г. Смирдиным . О нем см. Дудышкин
"Современник" (1851, No 9); Г. Б-в ("Русский Вестник", 1895, сентябрь); Добротворский ("Исторический
Вестник", 1889, декабрь); Н. Коробка "Ежегодник императорских театров" (сезон 1895 - 96 г.,
приложение, книга I). Н. Коробка.
Стр.1