Яйцо в солёной воде Опыт-игра в пространстве импровизированной лаборатории Ольга Чарушина, воспитатель дошкольного отделения ЦО «Школа самоопределения» №734, г. Москва О сновным, но не единственным объектом игр-опытов является вода. <...> Такой выбор связан с уникальностью её стихии: на Земле вода присутствует повсеместно, доступна во всех трёх состояниях, безопасна. <...> Обращаясь к одному из трёх состояний воды, можно образно, доступно, ярко и очевидно продемонстрировать большое количество физических законов, делая всякий раз необходимый акцент. <...> В игре-опыте используются природный материал и предметы современного быта, дети обнаруживают удивительные способности привычных для них вещей, окружающих их на каждом шагу. <...> В пространстве лаборатории «Удивительная вода» наблюдения за детьми ещё раз показали, что дети не обязаны играть только в то, что предлагает им педагог. <...> Так родились время и пространство свободной игры. <...> Импровизация предложенных экспериментов (и, как результат, всё 38 «меню» наших игр и игрушек) показала частое несовпадение интересов детей и взрослого. <...> Нередко сложность для ребёнка воспроизвести предложенный эксперимент и одновременное желание получить результат побуждала его находить собственный адекватный и более простой способ. <...> Так, например, водоворот был получен прижатием горлышка бутылки к поверхности дна (вместо предложенного, требующего участия двоих детей). <...> Общая эмоциональная вовлечённость детей заражает и побуждает недеятельных, неуверенных детей к собственной деятельности, одновременно требуя от педагога находить маршруты, более рациональные и адекватные интересам и возможностям ребёнка. <...> Так, некоторые эксперименты, не вызвав интереса у детей, имеют длительную историю (иногда несколько лет), пока не найдётся отОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 2/2016 кликающийся в детях образ, ассоциация или возникший детский вопрос… <...> ИТАК, наливаю в сосуд чистую воду, беру в руки яйцо и спрашиваю <...>