Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, 2017, № 73, вып. 4
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
Н. Пелцова
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
(Чехия)
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2017
Все права защищены
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
С. В. Иванова
А. А. Корольков
Б. О. Майер
C. Мендонса
В. И. Панарин
Н. Пелцова
И. А. Пфаненштиль
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
И. Сабо
О. Н. Смолин
В. С. Стёпин
Я. С. Турбовской
Е. В. Ушакова
В. В. Целищев
А. Хогенова
А. Н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
доктор физико-математических наук,
чл.-корр. РАО (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАО (Москва,
Россия)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург, Россия)
доктор философских наук (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Бразилия)
доктор философских наук (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (США)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Москва, Россия)
академик РАН (Москва, Россия)
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва, Россия)
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО:
СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ан С. А. (Барнаул), Катаева Е. Г. (Москва), Ушакова Е. В. (Барнаул). О соотношении
индивидуального и общественного сознания в контексте проблем
философии образования и социальной философии ............................................................... 3
Петров В. В. (Новосибирск). Российская образовательная политика:
трансформация концепций высшей школы в условиях кризиса ............................... 17
РАЗДЕЛ II
СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАВА
Табакаев Ю. В., Краснова Н. Н. (Горно-Алтайск), Кузьменко К. А. (Барнаул). Социально-философский
анализ современных проблем взаимодействия глобального,
государственного управления и права: образовательный аспект ............................ 39
Кузьменко К. А. (Барнаул). Подходы к законодательству государства в праве
и юридическом образовании (социально-философский подход).............................. 48
Щербинина Л. Ф. (Барнаул). Подзаконное нормотворчество как фактор
улучшения жизни социума: образовательный аспект....................................................... 57
РАЗДЕЛ III
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Санти Анжела (Рио-Де-Жанейро, Бразилия). Основные допущения модернизма
и соответствующая школа ..................................................................................................................... 64
Абрамова М. А. (Новосибирск). Трансформация идеи единства народов
в советский и постсоветский периоды .......................................................................................... 28
Стр.1
Мендонса Самуэль, Ассис Ана Элиса Спаолонци Кейруш (Кампинас, Бразилия).
Недогматическое преподавание философии: темы дискуссии
для практики обучения ............................................................................................................................ 70
РАЗДЕЛ IV
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Солодова Г. С. (Новосибирск). Из истории влияния христианства на развитие
образования ...................................................................................................................................................... 86
РАЗДЕЛ V
ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Маджуга А. Г., Самородов Д. П., Филипенко Е. В. (Стерлитамак), Малярчук Н. Н.
(Тюмень). Здоровьесозидающее воспитание учащейся молодежи
как метаисторический императив постиндустриального общества ...................... 93
Бабушкин И. Е., Воронцов П. Г., Жариков А. Ю., Иванова В. Н., Ушакова Е. В. (Барнаул).
Реализация образовательного аспекта формирования здоровья молодежи
в теоретической дисциплине «Здоровый образ жизни и физкультурнооздоровительные
практики» ............................................................................................................ 110
Вегнер П. Г., Кагиров Б. Н., Терентьев М. С., Химичева Н. А., Шебалина Л. Г. (Барнаул).
Физкультурно-спортивный менеджмент в вузовском образовании ................... 123
Воронцов П. Г., Дугнист П. Я.,, Лопатина О. А., Репина Н. В., Романова Е. В. (Барнаул).
Игра в физической культуре и педагогике оздоровления на разных уровнях
физкультурного образования ........................................................................................................... 133
РАЗДЕЛ VI
КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ
Наливайко Н. В., Косенко Т. С., Яковлева И. В. (Новосибирск). Современная
личность в информационном пространстве: возможности образования ........ 143
Абрамова М. А., Каменев Р. В. (Новосибирск). Высокие технологии в инновационном
развитии высшего образования ........................................................................................................... 153
Чебатарев В. А. (Новосибирск). Исследование процессов формирования
профессионализма курсантов в профессиональном воспитании........................... 164
Крутько Е. А., Аксянова З. И., Островая Ю. С. (Новосибирск). Субъектогенез
как основа преодоления личностных форм отчуждения в процессе
изучения иностранных языков........................................................................................................ 170
Сухарев А. И., Пронина Н. К. (Омск). Краткосрочные учебные задания
на начальном этапе обучения студентов на факультетах искусств ...................... 180
Каитов А. П., Попова О. А. (Москва). Интеграция взаимодействия субъектов
дошкольного образования как фактор воспитания культуры безопасного
поведения детей ......................................................................................................................................... 187
РАЗДЕЛ VII
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Костенко В. И. (Омск), Кравченко К. А. (Новосибирск). Принципы развития
конструктивно-пластического восприятия студентов .................................................. 197
Шаляпин О. В. (Новосибирск), Костенко В. И. (Омск). Взаимодействие
конструктивных и пластических основ в процессе лепки ...................................................... 206
Костенко В. И. (Омск). Специфика конструктивно-пластического восприятия
в скульптуре................................................................................................................................................... 215
РАЗДЕЛ VIII
ИНФОРМАЦИЯ
Очеретяный К. А. (Санкт-Петербург). Сотворение субъекта ............................................. 224
Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. (Новосибирск)
Стенограмма вебинара «Нужен ли общеобразовательной школе
и отечественному образованию Макаренко в современных условиях» ............ 232
Правила оформления статей для авторов и заявление об этике публикаций
и недобросовестной практике .......................................................................................................... 250
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения
этики научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений
служебным положением
2
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Издательство
Морской проспект, 2
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редакторы
Е. А. Бутина,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Е А. Бутина
Т. С. Косенко,
Е. С. Сусуева
Набор
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Подписано в печать
25.10.2017
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. л. 15,0.
Уч.-изд. л. 17.0.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 241.
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2017, no. 73, issue 4
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
N. Pelcova
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences, Professor
(Czech Republic)
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of the journal:
Novosibirsk State
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 4 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2017
All rights reserved
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. N. Chumakov
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Hogenova
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
B. O. Mayer
S. Mendonça
V. I. Panarin
N. Pelcova
I. A. Pfanenshtil
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
V. S. Stepin
V. V. Tselishchev
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Zh. Zhafyarov
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan, Almaty)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic, Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Brazil)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic, Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (USA)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education
(Novosibirsk, Russia)
CONTENT
Part I. EDUCATION AND SOCIETY: SPECIFICITY OF MODERN INTERACTION
An S. A. (Barnaul), Kataeva E. G. (Moscow), Ushakova E. V. (Barnaul). About the
relation between the individual and public consciousness in the context of
problems philosophy of education and social philosophy .......................................... 4
Petrov V. V. (Novosibirsk). Russian educational policy: transformation
of the concepts of higher education in the crisis conditions .................................... 18
Abramova M. A. (Novosibirsk). The transformation of the idea of unity of the
peoples in the Soviet and Post-soviet periods ............................................................... 29
Part II. MODERN ISSUES OF INTEGRATION OF EDUCATION AND LAW
Tabakaev Yu. V., Krasnova N. N. (Gorno-Altaisk), Kuzmenko K. A. (Barnaul).
Social and philosophical analysis of contemporary problems of interaction
of global and state administration and law: an educational aspect ...................... 40
Kuzmenko K. A. (Barnaul). Approaches to the legislation of the state
in the right and legal education (social and philosophical approach) ................. 48
Shcherbinina L. F. (Barnaul). Subordinate rulemaking as a factor of improving
the life of society: an educational aspect ......................................................................... 57
Стр.3
PART III. SOME QUESTIONS OF THE WESTERN PHILOSOPHY OF EDUCATION
Angela Santi (Rio de Janeiro, Brazil). The assumptions of the modernity
and the school in question ..................................................................................................... 64
Samuel Mendonça, Ana Elisa Spaolonzi Queiroz Assis (Campinas, Brazil). Nondogmatic
philosophy teaching: themes in debate for classroom practice .......... 71
PART IV. TOPICAL PROBLEMS OF THE HISTORY
OF THE PHILOSOPHY OF EDUCATION
Solodova G. S. (Novosibirsk). From the history of influence of christianity
on the development of education ........................................................................................ 87
Part V. QUESTIONS OF HEALTH AND EDUCATION
AS PROBLEMS OF THE PHILOSOPHY OF EDUCATION
Madzhuga A. G., Samorodov D. P., Fillipenko E. V. (Sterlitamak), Malyarchuk N. N.
(Tumen). Health-building upbrining of students as a meta-historical
imperative of post-industrial society................................................................................. 94
Babushkin I. E., Vorontsov P. G., Zharikov A. Yu., Ivanova V. N., Ushakova E. V.
(Barnaul). Implementation of the educational aspect of forming youth health
in the theoretical discipline «Healthy lifestyle and physical
and health-making practices» ........................................................................................... 111
Vegner P. G., Kagirov B. N., Terentyev M. S., Khimicheva N. A., Shebalina L. G.
(Barnaul). Physical education and sports management
in higher education ................................................................................................................ 124
Vorontsov P. G., Dugnist P. Ya., Lopatina O. A., Repina N. V., Romanova E. V.
(Barnaul). Game in physical culture and pedagogics of healthcare
at different levels of physical education ........................................................................ 134
Part VI. SPECIFIC PROBLEMS OF EDUCATION AND UPBRINING PROCESSES
Nalivayko N. V., Kosenko T. S., Yakovleva I. V. (Novosibirsk). Contemporary
personality in the information space: possibilities of education ......................... 144
Abramova M. A., Kamenev R. V. (Novosibirsk). High technology innovative
development of higher education .................................................................................... 154
Chebatarev V. A. (Novosibirsk). Research of the processes of formation
of cadets’ professionalism in professional upbrining .............................................. 164
Krutko E. A., Aksyanova Z. I., Ostrovaya Yu. S. (Novosibirsk). Subject-genesis
as the basis for overcoming the personal forms of alienation in the process
of studying foreign languages ............................................................................................ 171
Sukharev A. I., Pronina N. K. (Omsk). Short-term training assignments
at the initial stage of training students in the departments of arts.................... 181
Kaitov A. P., Popova O. A. (Moscow). Integration of interaction of the subjects
of preschool education as a factor of nurturing the culture of children’s safe
behavior ..................................................................................................................................... 188
Part VII. TOPICAL ISSUES OF ARTISTIC EDUCATION
Kostenko V. I. (Omsk), Kravchenko K. A. (Novosibirsk). Principles
of development of constructive and plastic perception of students .................. 198
Shalyapin O. V. (Novosibirsk), Kostenko V. I. (Omsk). Interaction of constructive
and plastic bases in the process of moulding .............................................................. 207
Kostenko V. I. (Omsk). Specifics of constructive and plastic perceptio
in sculpture .............................................................................................................................. 216
Part VIII. INFORMATION
Ocheretyanyi K. O. (St. Petersburg). Creation of a subject ........................................... 225
Kosenko T. S., Ligostaeyev A. G., Nalivaiko N. V., Yakovleva I. V. (Novosibirsk).
Transcript of the webinar «Do the general school and domestic education need
Makarenko in modern conditions?» ..................................................................................... 232
Formatting rules for authors and publication ethics and malpractice statement . 253
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2017, no. 73, issue 4
The journal is included
in the list of the
leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editors
E. A. Butina,
V. I. Smirnova
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
E A. Butina
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
25.10.2017
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 15,0.
Publisher’s
sheets: 17,0.
Circulation
1000 issues.
Order № 241.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4