Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Философия и общество  / №4 2016

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ НА ПРИМЕРЕ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИЙ Э. В. ИЛЬЕНКОВА И Д. И. ДУБРОВСКОГО (60,00 руб.)

0   0
Первый авторСафронов
Страниц14
ID561572
АннотацияВ свете современной аналитической проблематики сознания известная дискуссия Э. В. Ильенкова и Д. И. Дубровского может приобрести еще одно новое звучание. Для Дубровского сознание есть прежде всего содержание, тогда как у Ильенкова оно – только форма. Этот аспект важен при рассмотрении онтологии исторического в сознании. Новое рассмотрение данного спора позволяет исследовать вопрос об онтологическом статусе «сознания как формы» в отличие от «сознания как содержания». При детальном рассмотрении этот вопрос сводится к проблеме: является ли сознание таким же фиксируемым в моменте времени процессом, как все иные процессы, до сих пор известные науке, такие как память и другие? С этой точки зрения историческая онтология сознания, рассматривающая свой объект как историческую форму взаимодействия различного рода общественных и иных отношений, выступает в качестве альтернативы преобладающим сегодня в аналитической философии упрощенной физикалистской и излишне сложной дуалистической онтологиям сознания
Сафронов, А.В. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ НА ПРИМЕРЕ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИЙ Э. В. ИЛЬЕНКОВА И Д. И. ДУБРОВСКОГО / А.В. Сафронов // Философия и общество .— 2016 .— №4 .— С. 78-91 .— URL: https://rucont.ru/efd/561572 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ НА ПРИМЕРЕ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИЙ Э. В. <...> ИЛЬЕНКОВА И Д. И. ДУБРОВСКОГО В свете современной аналитической проблематики сознания известная дискуссия Э. В. Ильенкова и Д. И. Дубровского может приобрести еще одно новое звучание. <...> Для Дубровского сознание есть прежде всего содержание, тогда как у Ильенкова оно – только форма. <...> Этот аспект важен при рассмотрении онтологии исторического в сознании. <...> Новое рассмотрение данного спора позволяет исследовать вопрос об онтологическом статусе «сознания как формы» в отличие от «сознания как содержания». <...> При детальном рассмотрении этот вопрос сводится к проблеме: является ли сознание таким же фиксируемым в моменте времени процессом, как все иные процессы, до сих пор известные науке, такие как память и другие? <...> С этой точки зрения историческая онтология сознания, рассматривающая свой объект как историческую форму взаимодействия различного рода общественных и иных отношений, выступает в качестве альтернативы преобладающим сегодня в аналитической философии упрощенной физикалистской и излишне сложной дуалистической онтологиям сознания. <...> In the context of modern analytic philosophy of consciousness the wellknown Ilienkov – Dubrovsky discussion can be studied from a different angle. <...> Dubrovsky considers consciousness primarily as a content, while according to Ilienkov consciousness is just a form. <...> This aspect of problem is important for the analysis of the ontology of the historic in consciousness. <...> A new assessment of the discussion allows the exploration of the consciousness ontological status problem from a different point of view: “consciousness as a form” opposed to “consciousness as content”. <...> Если существует «лакмусовая бумага» в философии сознания, то это вопрос о том, будет ли обладать сознанием полная физическая копия мозга человека. <...> С одной стороны, этот вопрос адресует нас к самым базовым философским понятиям, таким как материя, идеальное и т. д., но с другой – утверждать, что этот вопрос есть вопрос о первичности материи или сознания <...>