ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ УДК 69.002.51 Повышение эксплуатационных свойств асинхронных трехфазных электродвигателей приводов В.В. Геращенко, В.П. Лобах, Н.А. Коваленко Белорусско-Российский университет, Могилев, Беларусь E-mail: mettan@list.ru, mogilev-kovalenko@rambler.ru Поступила в редакцию 06.06.2016 Разработана система автоматического регулирования напряжения асинхронного электродвигателя с изменяющейся нагрузкой, позволяющая снизить расход электроэнергии при эксплуатации. <...> Enhancement of performance characteristics of three-phase asynchronous electric drives Vasily V. Gerashchenko, Vasily P. Lobach, Nikolai A. Kovalenko Belorussian-Russian University, Mogilev, Belarus The system of automatic voltage regulation of induction motor with varying load, allowing to reduce the consumption of electricity to operate. <...> Однако они имеют существенный недостаток – в процессе преобразования энергии электродвигатели теряют ее часть (электрической, в обмотках статора и ротора; механической, от сил трения – в подшипниках и о воздух; магнитной – от гистерезиса и вихревых токов). <...> При этом потери энергии в приводе, измеряемые величиной коэффициента полезного действия электродвигателя (η), и подводящих сетях, измеряемые коэффициентом мощности, зависят от нагрузки Р (М) на валу электродвигателя [1] (рис. <...> Наибольшее значение коэффициента полезного действия электродвигатель имеет при номинальном моменте на валу. <...> Аналогично изменяется и коэффициент мощности (соsϕ), значение которого при моментах на валу электродвигателя, близких к номинальному, равно 0,9, а при моменте на валу электродвигателя, равного половине номинального, он снижается до 0,5. <...> На холостом ходу электродвигатель имеет соsϕ, равный 0,25 [1]. <...> На практике частично решается вопрос снижения потерь электроэнергии путем уменьшения напря© ГЕРАЩЕНКО Василий Васильевич, канд. техн. наук, доц. кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей», Белорусско-Российский университет © ЛОБАХ Василий Павлович, канд. техн. наук, доц. кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей», Белорусско-Российский университет © КОВАЛЕНКО <...>