2016, том 18 [12] УДК 821.161.1.09 ББК 84(2Рос=Рус)6 АНАЛИЗ ЭПИЗОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНИХ КЛАССАХ (на материале изучения произведений М. Зощенко <...> В статье рассматривается методика работы над анализом эпизода в эпических произведениях малых жанров. <...> Эпизод — важная грань композиции, имеющая большое значение для осмысления содержания рассказа, так как является и законченным целым, и звеном в цепи художественного произведения. <...> М ы остановили свой выбор на юмористических рассказах М. Зощенко <...> «Монтер» и «Аристократка», где наиболее ярк о выражаются комические особенности произведений писателя. <...> , «Монтер», «АристоАнализ эпизода занимает важное место в изучении эпических, лироэпических и драматических произведений в школе. <...> Расположение эпизода в тексте — важная грань композиции произведения. <...> С одной стороны, он является некоторым законченным целым; с другой — это только звено в цепи художественного произведения, связанное с другими звеньями разнообразными связям и, часть сюжета. <...> Учет этой двойственности в методике анализа эпического произведения на уроке позволит учителю обеспечить глубину понимания произведения учащимися в единстве содержания и формы. <...> Сюжет выступает как язык эпизодов со своей синтагматикой, границ членения и парадигматикой, отмечает В. <...> Тюпа, подчеркивая при этом, что эпизод — и участок текста, характеризующийся тройственным союзом места, времени и действия, и внешне бессобытийный участок текста [2, с. <...> Анализ эпизода текста включает в себя следующие этапы работы учащихся: определение события эпизода через пересказ; выявление места эпизода в развитии сюжета, его место в цепи событий и композиции произведения; формулировка проблемы, поднимаемой в рамках эпизода; характеристика действующих лиц. <...> Необходимо поставить перед учащимися вопросы, направленные на выявление восприятия учащихся, проверку знания сюжета и осмысление роли конкретного эпизода в произведении: Что изображается <...>