О ТР АСЛЕВАЯ ГАЗЕТА
«ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ»
основана в 1918 году и сегодня
является изданием Российской палаты
судоходства. На протяжении
долгих лет издание развивалось вместе
с отечественным судоходством.
Газета как орган Министерства морского
флота СССР и Министерства
речного флота РСФСР объективно и
своевременно освещала достижения
и проблемы отрасли. Даже в суровые
военные годы газета продолжала
оставаться на информационном
посту. Печать возобновлена в рамках
проекта «Российское судоходство».
Указом Президиума
Верховного Совета
СССР за большой
вклад в развитие
и совершенствование
отрасли в 1982 году
газета «Водный
транспорт» награждена
орденом Трудового
Красного Знамени.
№8 (12953)
Выходит один раз в месяц
15 августа 2015 года
ПРИ ПО ДДЕРЖКЕ Г УМ Р Ф И М ЕНИ АД М ИРАЛА С .О. МАКАР О ВА, ЗА О « А З О В О - ДО НСК О Е П АР О Х О ДСТВ О », М ГАВТ
В Керчи состоялась
закладка нового
судна
ЕГС — не едина и не глубока?
На Керченском судостроительном
заводе «Залив» состоялась
закладка нового судна.
Стр. 11
Керченская
паромная
переправа
в 2015 году
перевезет
2,8 млн человек
Керченская паромная переправа
в 2015 году перевезет
2,8 млн человек, заявил
генеральный директор
ООО «Морская дирекция»
Геннадий Дедков.
Ч
ерез Керченский пролив
26 июля 2015 года переправился
двухмиллионный
пассажир. Геннадий Дедков
обратился к пассажирам
с просьбой регистрироваться на
паром заранее через электронные
системы, что позволит прослеживать
динамику пассажиропотока
и значительно улучшит
качество обслуживания.
Председатель совета министров
Республики Крым 30 июля 2015
года Сергей Аксенов посетил накопительную
площадку около порта
Крым, осмотрел пассажирский
и железнодорожные терминалы
переправы, а также пообщался
с пассажирами. Глава Крыма
привел положительную динамику
в работе переправы. В частности,
за июль 2014 года через переправу
было перевезено 440 тыс. человек,
в июле 2015 года — 890 тыс.; легковых
машин в июле прошлого
года — 96 тыс., в этом году — 193
тыс.; грузового транспорта — 1,6
тыс., а в этом году — 15 тыс.
«Очереди нет, паромная переправа
работает в этом году в штатном
режиме. Если сравнить с динамикой
прошлого года — видна
колоссальная разница», — констатировал
Сергей Аксенов.
Антикризисные меры по поддержке внутреннего водного транспорта рассмотрены на заседании Комиссии РСПП
по транспорту и транспортной инфраструктуре.
российского внутреннего водного
транспорта стала темой заседания
Комиссии Российского
союза промышленников и предпринимателей
по транспорту
и транспортной инфраструктуре,
состоявшегося 3 августа
2015 г. в Федеральном агентстве
морского и речного транспорта
под председательством руководителя
Комиссии, президента
ОАО «Российские железные дороги»
Владимира Якунина.
В заседании приняли участие
Н
и. о. руководителя Росморречфлота
Сергей Горелик, директор
Департамента государственной
политики в области морского
и речного транспорта
Минтранса России Константин
Пальников, первый заместитель
председателя Комитета
Государственной Думы по вопросам
собственности Валерий
Селезнев, члены и эксперты
Комиссии РСПП по транспорту
и транспортной инфраструктуре,
представители федеральных
органов власти, институтов гражданского
общества, научного
и экспертного сообщества, компаний
грузовладельцев, члены
Российской палаты судоходства.
Открывая заседание, руководитель
Комиссии Владимир
Якунин отметил, что в последнее
время сложилась критическая
ситуация, требующая принятия
неотложных мер, которые позволили
бы остановить негативные
тенденции по снижению объемов
перевозок и старению транспортного
флота.
В отличие от других видов
транспорта, демонстрирующих
устойчивый рост показателей,
за последние 20 лет грузооборот
внутреннего водного транспорта
сократился в 1,2 раза, количество
эксплуатируемых судов сократилось
в 1,7 раза, а средний возраст
транспортного флота вырос с 23
до 36 лет.
еобходимость срочного
принятия антикризисных
мер для сохранения
Почти 15-летнее (с начала
90-х годов ХХ века) недофинансирование
текущего содержания
внутренних водных путей (ВВП)
и судоходных гидротехнических
сооружений (СГТС) Российской
Федерации из средств
федерального бюджета привело
к сокращению протяженности
внутренних водных путей с гарантированными
габаритами
судовых ходов с освещаемой
обстановкой в 2,3 раза.
На площадке РСПП проблемы
развития внутреннего водного
транспорта (ВВТ) рассматривались
уже не в первый раз. За
последние несколько лет Президентом
Российской Федерации
Владимиром Путиным давался
целый ряд поручений, направленных
на восстановление конкурентоспособности
ВВТ. В основном
поручения выполнены,
однако запланированные меры
носят отложенный характер:
строительство Нижегородского
низконапорного гидроузла
запланировано к осуществлению
лишь в 2017–2020 годах;
необходимость проектирования
и строительства Багаевского низконапорного
гидроузла отмечается
лишь в инновационных сценариях
Транспортной стратегии
Российской Федерации на период
до 2030 года и проекта Стратегии
развития внутреннего водного
транспорта Российской Федерации
на период до 2030 года и не
включено в ФЦП.
Проект Стратегии развития
ВВТ РФ на период до 2030 г. одобрен
Правительством, но не утвержден.
В результате сокращения
финансирования из федерального
бюджета в 2014 г. по проекту
Стратегии предложены корректировки,
не обеспечивающие
системного решения проблем.
Нормативы на содержание ВВП
и СГТС утверждены 2.12.2014 г.,
но 100% финансирования по ним
предусмотрено лишь к 2018 г.
Конкурентоспособность ВВТ
продолжает падать, а диспропорции
в темпах и масштабах
его развития по сравнению с наземными
видами транспорта —
увеличиваться.
Данные Росстата за первое полугодие
подтвердили углубление
рецессии во II квартале из-за усиления
спада как производства, так
и спроса. Исходя из темпов спада
базовых отраслей во II квартале
(на 6,4% против 2,8% в первом),
внутренний валовый продукт
за апрель — июнь сократился
примерно на 5% после спада на
2,2% в январе — марте. Промышленное
производство сократилось
в I квартале 2015 г. на 0,4%, а по
итогам I полугодия уже на 2,7%,
темпы строительства упали в
I квартале 2015 г. на 4,7%, а по
итогам I полугодия уже на 7%.
Помимо перечисленных ранее
системных проблем внутренний
водный транспорт, как и все виды
транспорта, столкнулся с проблемой
сокращения грузовой базы.
Сложившаяся ситуация в отрасли
оценивается судоходным
сообществом как критическая
и требующая принятия экстренных
антикризисных мер.
С основными докладами о системных
проблемах развития
перевозок внутренним водным
транспортом выступили заместитель
руководителя Комиссии
РСПП по транспорту и транспортной
инфраструктуре, руководитель
Подкомиссии по портовой
индустрии и взаимодействию
транспорта с грузовладельцами,
председатель совета директоров
ОАО «НЛМК» Владимир Лисин
и член Комиссии РСПП по транспорту
Президент Российской палаты
судоходства Алексей Клявин.
Инфраструктурные ограничения
и недостаточные качественные
параметры ВВП России —
это основные препятствия для
эффективной работы флота и его
обновления. Особую остроту
проблема приобрела с началом
в 2014 г. длительного маловодного
периода. Аномальная маловодность
Верхне-Волжских
водохранилищ привела к фактическому
разделению Волги на два
участка. Флот вынужден следовать
с недогрузом, не выполняя при
этом контрактные обязательства
и по объемам перевозок, и по
срокам доставки грузов.
В 2015 г. ситуация усугубляется
в связи с аномальной
маловодностью не только Верхне-Волжских
водохранилищ,
но и на Волго-Донском водном
пути. По итогам работы за 6
месяцев 2015 г. грузооборот ВВТ
упал по сравнению с 2014 годом
на 20%, что не может не вызывать
беспокойства. За последние три
года грузооборот ВВТ сократился
на 20 млрд т-км.
В 2015 году продолжается отток
грузовой базы с внутреннего
водного транспорта. Потеряна
широкая номенклатура грузов:
нефтепродукты, минеральные
удобрения, металл, нерудные
строительные материалы… Российской
палатой судоходства
приводятся следующие данные
по грузопотокам, перешедшим
с ВВТ на наземные виды транспорта
в этом году: более 1 млн
тонн нефтепродуктов с Уфимских
НПЗ, 0,6 млн тонн нефтепродуктов
с Пермского НПЗ,
0,5 млн тонн минеральных удобрений
из Сокамска Березников
на порт Кавказ, 0,5 млн тонн
металла с Магнитогорского комбината,
215 тыс. тонн щебня
и ОПГС в Волжском бассейне,
200 тыс. тонн хлоркалия из Соликамска
на порт Кавказ, 200 тыс
тонн серы из Астрахани в Новороссийск
и т. д.
Переключение грузопотока
с воды генерирует дополнительную
нагрузку на перегруженную
и без того инфраструктуру
наземных видов транспорта,
вызывает существенный рост
расходов из средств федерального
бюджета на их ремонт,
провоцирует ухудшение экологической
ситуации.
Начало, окончание на стр. 2
Стр.1