Политическая актуальность оперы дополнилась красочными деталями русского колорита. <...> Гретри, французская комическая опера, Французская революция, русская история, Петр Великий, Людовик XVI В театральный сезон 1789–1790 годов в парижском театре “Comedie-Italienne” состоялась премьера1 оперы Гретри «Петр Великий». <...> Его верные союзники — Лефорт и Меньшиков — каждый по-своему помогают Петру: первый верно служит юному царю в Ливонии, Меньшиков же, находясь с Москве, управляет Российским государством. <...> В результате различных сценических ситуаций инкогнито царя раскрывается, а Петр с будущей императрицей Екатериной, а также Лефорт и Меньшиков отправляются в Россию под крики ликующей толпы. <...> Интересны и причины, побудившие либреттиста Жана-Никола Буйи обратиться к истории Российского государства. <...> Об очевидной параллели между действующими лицами спектакля и исторически8 ми фигурами Французской революции Буйи пишет уже в самом предисловии к клавиру: «Пораженный и восхищенный зрелищем возрожденной Франции, я попытался найти в истории событие, которое имело бы к нему какое-то отношение и которое я мог бы представить на сцене. <...> Я узнал, что в России Петр Великий пренебрег блеском и радостями трона, дабы безраздельно посвятить себя благоденствию своих народов, подобно тому, как сейчас Людовик XVI посвящает себя благоденствию французов. <...> <…> Одновременно я узнал о знаменитом Лефорте, женевце, который направлял российского императора во всем, что этот государь совершал великого и памятного, подобно тому, как во Франции г-н Неккер способствует и следует благородным устремлением монарха. <...> Вероятно, сюжет комедии Буйи почерпнул из «Истории Российской империи при Петре Великом» Вольтера. <...> Уже из вышеприведенного сюжетного описания оперы очевидно, что Буйи отнюдь не стремился к соблюдению исторической истины. <...> , присутствовавший на одном из спектаклей, поддался очарованию героев оперы, простив постановщикам исторические <...>