АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ © Галлямова Г. О., 2012 №4 (25) 2012 СИРИУС ШТОКХАУЗЕНА: ОТ ИДЕИ К МНОГОЗНАЧНОЙ ФОРМЕ Цель статьи — рассмотрение композиции «Сириус» К. Штокхаузена <...> в различных аспектах: история создания и реализации произведения, астрологические и мистические идеи, особенности структуры. <...> Ключевые слова: реализация, электронная музыка, мистический аспект, мифотворчество, вариабельность формы, основные мелодии, доминирующая мелодия. <...> С весны 1975 года немецкий композитор, лидер послевоенного авангарда Карлхайнц Штокхаузен (22 VIII 1928 — 5 XII 2007) работал над сочинением для электронной музыки, трубы, сопрано, бас-кларнета и баса «Сириус» (Sirius), написанном по заказу западногерманского правительства и посвященном двухсотлетию США. <...> Первоначально это произведение было задумано для кларнета, сопрано, тромбона и баса, но после исполнения композиции «Гимны» (Hymnen) в Париже, в котором участвовал сын композитора Маркус, инструментовка была изменена. <...> Реализация электронной музыки на восьмиканальной пленке проходила в студии западногерманской радиостанции (WDR) в Кёльне и длилась в течение почти двух лет, с июля 1975 по март 1977 гг. <...> Звуки электронной музыки были созданы на синтезаторе EMS Synthi 100, за исключением конкретных звуков в части Представление (шаги по снегу и по ломающемуся льду, треск горящего дерева, бульканье и журчание ручья, свист и вой ветра) и в конце «Весов» (ветер). <...> К партитуре «Сириуса» [1] прилагается буклет, в котором на двух языках (немецком и английском) даны примечания композитора к работе, его комментарии и тексты, а также документальный материал (фотографии с премьер и репетиций). <...> Возникновение самой идеи сочинения Штокхаузен связывает с произведением «Звук звезды», для которого он изучал созвездия, видимые в Кюртене. <...> По словам композитора, созвездие Большого пса и его центральная звезда Сириус настолько завладели его вниманием, что у него появились сказочные <...>