Кожевникова Нейрофизиология детской тревожности Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт медико-биологических исследований А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Кожевникова НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ Монография Архангельск САФУ 2015 1 УДК 612.82+616.89:053.2 ББК 28.707.3 Н587 Рекомендовано к изданию научно-техническим советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор А.Б. Гудков; доктор биологических наук, профессор Л.В. Соколова Н587 Нехорошкова, А.Н. Нейрофизиология детской тревожности: монография / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Кожевникова; Сев. <...> Однако в основном они направлены на изучение особенностей взрослого человека, исследования детской тревожности описываются достаточно редко. <...> В целом тревожность играет положительную роль в плане мобилизации сил для достижения конечной цели и повышения ответственности перед грядущими событиями. <...> Но если ее уровень постоянно неоправданно повышается и тревожность становится устойчивой личностной характеристикой, это приводит к негативным последствиям. <...> Считается, что тревожность лежит в основе 3 целого ряда нарушений развития, обусловливающих формирование разнообразных негативных изменений функционального состояния, снижая способность к концентрации внимания и умственной работоспособности, ухудшая воспроизведение информации и ассоциативное мышление. <...> 4 Глава 1 ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ КАК СЛОЖНОГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ На сегодняшний день проблеме тревожности посвящено большое количество работ в области физиологии, психофизиологии, психологии, психиатрии, биохимии, философии, социологии. <...> Наиболее существенными из них являются проблемы интерпретации тревоги <...>
Нейрофизиология_детской_тревожности_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Институт медико-биологических исследований
А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Кожевникова
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ
Монография
Архангельск
САФУ
2015
1
Стр.2
УДК 612.82+616.89:053.2
ББК 28.707.3
Н587
Рекомендовано к изданию научно-техническим советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор А.Б. Гудков;
доктор биологических наук, профессор Л.В. Соколова
Н587
Нехорошкова, А.Н.
Нейрофизиология детской тревожности: монография / А.Н. Нехорошкова,
А.В. Грибанов, И.С. Кожевникова; Сев. (Арктич.) федер.
ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2015. – 108 с.
ISBN 978-5-261-01103-3
Монография посвящена рассмотрению нейрофизиологических особенностей
детей с высокой тревожностью. Представлен обзор
физиологических подходов к рассмотрению проблемы тревожности,
морфофункциональной организации данного эмоционального состояния
и особенностям его проявления у детей. Описаны возможности
нейрофизиологических методов для оценки тревожности.
Для физиологов, нейрофизиологов, специальных педагогов и
психологов.
УДК 612.82+616.89:053.2
ББК 28.707.3
Издано при поддержке Гранта Президента РФ (№ 14.Y30.14.2785-МК)
ISBN 978-5-261-01103-3
© Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В.,
Кожевникова И.С., 2015
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2015
2
Стр.3
Введение
Напряженный ритм современной жизни, высокие психоэмоциональные
и учебные нагрузки создают факторы риска для здоровья
и развития человека. Особенно часто различные неблагоприятные
реакции на стрессовые ситуации, связанные с обстоятельствами
публичной оценки, письменными контрольными работами, ответами
у доски отмечаются на начальных этапах систематического
обучения в школе. Известно, что воздействия неблагоприятных
факторов и их последствия в значительной степени опосредуются
личностными особенностями человека, в первую очередь – уровнем
тревожности.
Многие исследователи подчеркивают, что периодом наибольшей
чувствительности к различным неблагоприятным факторам
является детский возраст. При этом указывается, что число тревожных
детей постоянно возрастает. Особую актуальность приобретает
в связи с этим изучение специфики функционального состояния
детей в зависимости от тревожности как устойчивой индивидуальной
характеристики.
К настоящему времени накоплен достаточно большой объем
исследований, посвященных анализу физиологических изменений
в организме при высоком уровне тревожности. Однако в основном
они направлены на изучение особенностей взрослого человека, исследования
детской тревожности описываются достаточно редко.
Вместе с тем, за последнее десятилетие отмечается резкое возрастание
количества детей с высоким уровнем тревожности.
В целом тревожность играет положительную роль в плане мобилизации
сил для достижения конечной цели и повышения ответственности
перед грядущими событиями. Но если ее уровень
постоянно неоправданно повышается и тревожность становится
устойчивой личностной характеристикой, это приводит к негативным
последствиям. Считается, что тревожность лежит в основе
3
Стр.4
целого ряда нарушений развития, обусловливающих формирование
разнообразных негативных изменений функционального
состояния, снижая способность к концентрации внимания и умственной
работоспособности, ухудшая воспроизведение информации
и ассоциативное мышление. Поэтому особенно важно еще
в детском возрасте, когда тревожность не закрепилась, как устойчивая
черта личности, своевременно выявить характер ее воздействия
на деятельность.
Однако, следует отметить, что к настоящему времени исследования
тревожности у детей преимущественно опирались на
субъективные методы диагностики и интерпретации данных. В
современной научной литературе фактически отсутствуют работы,
дающие нейрофизиологическую характеристику детей с тревожностью.
В связи с этим назрела необходимость в проведении
комплексных исследований, предполагающих сопоставление объективных
нейрофизиологических показателей с уровнем тревожности
у детей. Этой цели и служит настоящая монография.
При написании монографии использованы данные отечественной
и зарубежной литературы и результаты собственных исследований,
проводимых в Институте медико-биологических исследований
САФУ имени М.В. Ломоносова. Надеемся, что данная
монография будет интересна и полезна не только специалистам в
области физиологии и психофизиологии, но и психологам, педагогам,
медицинским работникам и родителям.
4
Стр.5
Оглавление
Введение .......................................................................................................3
Глава 1. Проблема тревожности как сложного физиологического
явления..........................................................................................................5
Библиографический список………………………………………… .............17
Глава 2. Тревожность у детей: причины и особенности проявления ...21
Библиографический список .........................................................................34
Глава 3. Нейрофизиологические методы в оценке проявлений
тревожности у детей ...................................................................................39
Библиографический список .........................................................................50
Глава 4. Особенности когнитивного вызванного потенциала Р300
у детей с высокой тревожностью ...............................................................58
Библиографический список .........................................................................68
Глава 5. Распределение уровня постоянного потенциала головного
мозга у детей с высокой тревожностью ....................................................71
Библиографический список .........................................................................82
Глава 6. Сенсомоторное реагирование детей с высокой
тревожностью ..............................................................................................85
Библиографический список .........................................................................99
Заключение ...................................................................................................103
107
Стр.108