Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 500939)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Наследие Менделе

0   0
Первый авторГурштейн Арон Шефтелевич
Страниц3
ID5585
Кому рекомендованоЛитературная критика
Гурштейн, А.Ш. Наследие Менделе [Электронный ресурс] : Статья / А.Ш. Гурштейн .— 1929 .— 3 с. — Критика .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/5585

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Арон Гурштейн Наследие Менделе Источник: А. Гурштейн <...> , апрель 2009 г. Менделе Мойхер-Сфорим (Менделе-Книгоноша) -- это псевдоним знаменитого еврейского писателя, первого по времени классика новой еврейской литературы Шолом-Якова Абрамовича. <...> Отец Менделе, сам человек Сведущий в еврейской религиозной литературе, дал сыну традиционное для того времени религиозное воспитание, далекое От потребностей и интересов реальной жизни. <...> Но тяжелая семейная обстановка в доме отчима побудила юношу Абрамовича оставить семью и пуститься в свет искать счастья. <...> Юноша Абрамович отправился в путь со своим патроном-благодетелем, сулившим ему счастливое будущее. <...> Долгие и мучительные скитания в кибитке Авраама Хромого по городам и местечкам пресловутой "черты еврейской оседлости" не только познакомили молодого Абрамовича с бытом профессиональных нищих, который послужил ему впоследствии материалом для повести "Фишка Хромой" (первый вариант повести относится к 1869 г.), этой эпопеи нищенства. <...> В своих скитаниях Шолом-Яков Абрамович добрался до Каменец-Подольска. <...> Встреча с проживавшим тогда в Каменце еврейским писателем-"просветителем" А. В. Готлобером предопределила весь дальнейший путь Абрамовича, впоследствии приобретшего неувядаемую славу как еврейский писатель Менделе Мойхер-Сфорим. <...> Дочь Готлобера научила 17-летнего Абрамовича начаткам русской грамоты, немецкого языка и первым правилам арифметики. <...> Сдав экзамен на звание учителя, Абрамович в 1856 году определился в Каменце на службу в так называемое казенное еврейское училище. <...> Готлобер содействовал появлению в печати (в 1856 г.) первой статьи Абрамовича, посвященной вопросам воспитания. <...> Как и большинство еврейских тогдашних писателей, Менделе начал свою писательскую работу на древнееврейском языке, бывшем тогда литературным языком еврейской интеллигенции. <...> Но он вскоре понял, что писатель должен обращаться со своим <...>
Наследие_Менделе.pdf
Арон Гурштейн Наследие Менделе Источник: А. Гурштейн. Избранные статьи. М.: Советский писатель, 1959. С. 248 - 255. Сканирование: А. А. Гурштейн. Распознавание: В. Есаулов, апрель 2009 г. Менделе Мойхер-Сфорим (Менделе-Книгоноша) -- это псевдоним знаменитого еврейского писателя, первого по времени классика новой еврейской литературыШолом-Якова Абрамовича. Менделе прожил большую и долгую жизнь. Он родился в 1836 году в местечке Копыле, Минской губернии, сейчас в пределах Белорусской Советской Социалистической Республики. Умер Менделе в Одессе 8 декабря 1917 года, месяц спустя после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Свои детские и юношеские годы Менделе описал в автобиографической повести "Шлойме, сын реб-Хаима", над которой писатель работал последние двадцать лет своей Жизни. Отец Менделе, сам человек Сведущий в еврейской религиозной литературе, дал сыну традиционное для того времени религиозное воспитание, далекое От потребностей и интересов реальной жизни. Рано лишившись отца, мальчик Шолом-Яков продолжал свое образование в известном тогда слуцком иешиботе, в еврейской бурсе. Здесь он пробыл два года, и вернулся в семью. Но тяжелая семейная обстановка в доме отчима побудила юношу Абрамовича оставить семью и пуститься в свет искать счастья. Ему повстречался человек, сыгравший фатальную роль в его жизни. Это был Авраам Хромой, оказавшийся впоследствии попрошайничающим бродягой и профессионалом-шантажистом. Он увлек юношу фантастическими рассказами о благодатной и изобильной Волыни (так тогда обозначался у евреев весь тогдашний югозапад России), о непочатых богатствах, которой среди белорусских и литовских евреев шли многочисленные легенды. Юноша Абрамович отправился в путь со своим патроном-благодетелем, сулившим ему счастливое будущее. Но располагавший к себе своей ученостью юноша нужен был благородному патрону лишь как выгодная приманка для его попрошайнических операций. Долгие и мучительные скитания в кибитке Авраама Хромого по городам и местечкам пресловутой "черты еврейской оседлости" не только познакомили молодого Абрамовича с бытом профессиональных нищих, который послужил ему впоследствии материалом для повести "Фишка Хромой" (первый вариант повести относится к 1869 г.), этой эпопеи нищенства. Скитания научили молодого человека, до сих пор витавшего в эмпиреях религиозной учености, подлинной, живой жизни. В своих скитаниях Шолом-Яков Абрамович добрался до Каменец-Подольска. Благоприятный случай помог ему избавиться от Авраама Хромого. Встреча с проживавшим тогда в Каменце еврейским писателем-"просветителем" А. В. Готлобером предопределила весь дальнейший путь Абрамовича, впоследствии приобретшего неувядаемую славу как еврейский писатель Менделе Мойхер-Сфорим. Дочь Готлобера научила 17-летнего Абрамовича начаткам русской грамоты, немецкого языка и первым правилам арифметики. Сдав экзамен на звание учителя, Абрамович в 1856 году определился в Каменце на службу в так называемое казенное еврейское училище. Готлобер содействовал появлению в печати (в 1856 г.) первой статьи Абрамовича, посвященной вопросам воспитания. С этого времени и ведет начало литературная работа Менделе, хотя первые его литературные опыты -- в области лирики и сатирической драмы -- относятся еще к более ранним годам. Уже в ранних своих литературно-критических статьях Менделе выступает как: сторонник реалистической литературы, ратующей за интересы народа. Много труда Менделе отдает делу: популяризации естествознания. Как и большинство еврейских тогдашних писателей, Менделе начал свою писательскую работу на древнееврейском языке, бывшем тогда литературным языком еврейской интеллигенции. Но он вскоре понял, что писатель должен обращаться со своим словом не к узкому кругу образованных интеллигентов, а к широким народным массам. Он поэтому начинает писать на языке еврейских народных масс, на живом еврейском языке. "Что толку в труде писателя и в работе его мысли, если не приносишь ими пользы народу?" Так Менделе годы спустя объяснял свое идейное настроение, побудившее его спуститься с торжественного Парнаса древнееврейской речи и обратиться к живому языку народных масс. Это был по тогдашним временам смелый и глубоко демократический шаг. Первое художественное произведение Менделе, написанное на еврейском народном языке,
Стр.1