Оригинал здесь - http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010413/1010413a1.htm
ГУРО, ЕЛЕНА (ЭЛЕОНОРА) ГЕНРИХОВНА (1877-1913) - поэт, прозаик, художница.
Родилась 18 (30) мая 1877 в Петербурге в семье военного. Принадлежала к стародворянскому
роду. Детство и ранняя юность прошли в деревне Новоселье Псковской губернии, где она рано начала
рисовать и записывать впечатления. В 1895 поступила в школу поощрения художеств в Петербурге в
мастерскую художника импрессионистического направления Я.Ционглинского. В 1906 Гуро, тяготевшая
в живописи к неопримитивизму, перешла от преданного "старым тенденциям" в искусстве
Я.Ционглинского к мирискусстникам Л.Баксту и М.Добужинскому. К этому моменту она уже хорошо
знала французскую поэзию, увлекалась Верхарном, Стихами о Прекрасной Даме А.Блока, Симфониями
А.Белого, прозой А.Ремизова.Живописные и поэтические опыты находились в тесной зависимости друг
от друга. В живописи Гуро шла к преодолению предметности, сохраняя при этом лирическую,
природную основу образа. Ее литературное творчество развивалось сходным путем: смело
экспериментируя с формой, сохраняла приверженность традиционным романтическим темам геройства,
юности, этическому пафосу русского романа 19 в.
Первое выступление в печати относится к 1905. В Сборнике молодых поэтов был помещен
рассказ Ранняя весна, в котором мир представал в умиленно-прозрачных красках, был запечатлен с
импрессионистической непосредственностью. Первая книга Шарманка, включавшая поэзию, прозу,
пьесу Нищий арлекин, вышла в 1909 - немалым по тем временам тиражом. Тираж книги остался
нераспроданным, и Гуро рассылала Шарманку в библиотеки тюрем и санаториев. Несмотря на провал,
Шарманка обратила на себя внимание поэтов-символистов: А.Блок и Вяч.Иванов пытались привлечь
Гуро к участию в символистских сборниках. Не осталась незамеченной Шарманка и в среде футуристов:
Д.Бурлюк называл Шарманку первой книгой русских футуристов, В.Каменский считал ее "идеальным
чтением", противостоящим "литературе барышень". Символизму, который вступил в пору кризиса, Гуро
предпочла футуризм. В 1909 познакомилась с В.Каменским, В.Хлебниковым, Д.Бурлюком и приняла
участие в сборнике Садок судей I.
Стихи и проза, вошедшие в Шарманку, несли на себе отпечаток символистских поисков новых
форм - приближенных к музыкальным экспериментов в технике "потока сознания". Гуро шла вслед за
символистами, создавая жанр лирического отрывка, фрагмента. "Вольные ритмы. Проза в стихи. Стихи в
прозу. Проза - почти стихи", - формулировала она свою художественную задачу. Но не менее сильным
оказывалось влияние детской литературы и футуристических тенденций.Шарманка повторяла ряд
незатейливых детских мелодий - "весенняя болтовня", домашние мелочи, смена времен года. Намечалась
и главная тема Гуро, уводившая ее от символистских "неизреченностей" - "нестерпимая любовь" ко
всему живому, славословие природе, принятие земного мира. Романтическое воспевание дерзких
порывов, яркость красок, обращение к примитиву отвечали требованию футуристов.
Но уже в следующей книге Осенний сон (1912) преобладала не свойственная футуристической
эстетике мистико-философская нота. Книга была посвящена памяти мифического литературного сына
Елены Гуро - В.Нотенберга, Гуро выступала в ней под псевдонимом романтической поэтессы Элеоноры
фон Нотенберг. Мистификация Гуро повторяла опыт ее подруги Е.Васильевой (Черубины де Габриак) и
породила легенду об умершем у Гуро младенце и подлинности имени Нотенберг. "Осенний сон тех, кому
очень больно жить в наши дни, быть может, утешит... Если их внутреннему взгляду удастся уловить на
этих почти разрозненных страничках легкую светлую тень - она их утешит", - писал об Осеннем сне
Вяч.Иванов. А.Блок назвал Осенний сон "красивой книгой": стихи, прозаические миниатюры, пьеса
сопровождались иллюстрациями автора и симфонической сюитой М.Матюшина - музыка, литература,
живопись сливались воедино, образуя синкретический жанр.
В начале 1913 приняла участие в выступлениях футуристов и сборнике Садок судей 2. Ее
стихотворение Ветрогон, сумасброд, летатель воспринималось как манифест футуристической группы
"Гилея". Однако творчество Гуро не вполне вписывалось в рамки футуристических канонов. "Легкая и
радостная, всего больше любившая ветер, свободу, море, - писал о Гуро В.Ходасевич, - порой умевшая
чувствовать тихие ласки повседневности, она была бесконечно далека от унылого и духовно немощного
российского футуризма, этого детища скуки, безверия и повального эстетизма". В.Ходасевич пророчил
скорый отход Гуро от футуристов, которому не дано было осуществиться из-за кончины писательницы.
23 апреля (6 мая) 1913 Гуро, страдавшая лейкемией, умерла в финском поселке Усикирко. Через
пять дней после ее кончины в газете "Речь" появился некролог под заглавием Неоцененная:
литературный и художественный дар Гуро представал трагически неоцененным - при жизни вышло
всего две книги, одна из которых была не распродана, в группе "Гилея" голос Гуро был слабо различим
за косноязычным эпатажем Бурлюка, пророчествами Хлебникова и мятежными криками Маяковского.
После смерти Гуро вышел сборник "Трое" (1913), изданный В.Хлебниковым и А.Крученых и
посвященный ее памяти.
Стр.1