АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ DEVELOPMENT ACMEOLOGY AND PSYCHOLOGY УДК 159.923.2 ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА СЕПАРАЦИИ ОТ РОДИТЕЛЕЙ Петренко Татьяна Васильевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, ул. <...> Калинина, 13, г. Краснодар, Россия, 350044; e-mail: tan_dem@list.ru Сысоева Лидия Владимировна — ассистент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, ул. <...> 5@mail.ru РЕЗЮМЕ В статье приведены результаты теоретического исследования, нацеленного на изучение возрастных этапов процесса сепарации от родителей. <...> Показано состояние проблемы сепарации от родителей в отечественной и зарубежной психологии. <...> Опираясь на отечественные и зарубежные теории периодизации развития личности, авторы выделяют особенности протекания сепарационных процессов на каждом возрастном этапе. <...> Этапы выделены в соответствии с возрастными кризисами, каждый из которых рассматривается как очередная ступень сепарации. <...> Обозначены сепарационные задачи, дано теоретическое обоснование пиков сепарационной активности в возрастные кризисы. <...> Особое внимание уделяется изучению сепарационных процессов в студенческом возрасте, показывается их влияние на личностное, профессиональное самоопределение, становление субъектности, развитие личностной автономии. <...> Подчёркивается важность разрешения сепарационных противоречий на каждом возрастном этапе как необходимого условия успешной социализации. <...> Ключевые слова: сепарация, возрастные кризисы, индивидуация, сепарационная активность, личностная автономия, субъектность, профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, социализация. <...> 180 ВВЕДЕНИЕ Проблема психологической сепарации сегодня затрагивает многие сферы жизни и деятельности человека и рассматривается в первую очередь в контексте детско-родительских отношений как необходимый <...>