Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Педагогика дополнительного образования (290,00 руб.)

0   0
Первый авторБрутова Марина Алексеевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц218
ID553935
АннотацияВ пособии раскрыты роль и специфика системы дополнительного образования детей, особенности учреждений дополнительного образования, рассмотрены содержание и организация учебно-воспитательного процесса в данных образовательных учреждениях, уделено внимание проблеме управления учреждением дополнительного образования.
Кому рекомендованоДля студентов высших и средних учебных заведений, изучающих дисциплину «Педагогика дополнительного образования».
ISBN978-5-261-00877-4
УДК[37.018+374-053.2](075.8)
ББК74.047.8я73+74.200.587я73
Брутова, М.А. Педагогика дополнительного образования : учеб. пособие / М.А. Брутова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 .— 218 с. — ISBN 978-5-261-00877-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/553935 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дополнительное образование и его место в системе непрерывного образования 1.1. <...> История внешкольного и дополнительного образования в России . <...> Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей 5.1. <...> Индивидуальная помощь и социально-педагогическая поддержка ребенка в системе дополнительного образования . <...> Методическая служба учреждений дополнительного образования детей 6.1. <...> Виды профессиональных объединений педагогов в учреждении дополнительного образования . <...> Педагогический мониторинг в учреждениях дополнительного образования как управленческая проблема . <...> Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности, обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах ребенка, семьи. <...> Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. <...> Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности1 А.В. Скачков понятие «дополнительное образование» раскрывает как специфическую органическую часть системы общего и . <...> Деятельность учреждений дополнительного образования детей, ставших преемником системы внешкольных учреждений, с одной стороны, сочетает в себе лучший исторический опыт и традиции внешкольного воспитания, а с другой стороны, является областью инновационной образовательной деятельности, способствующей раскрытию образовательных <...>
Педагогика_дополнительного_образования_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» М.А. Брутова Педагогика дополнительного образования Учебное пособие Архангельск ИД САФУ 2014 1
Стр.1
УДК [37.018+374-053.2] (075.8) ББК 74.047.8я73+74.200.587я73 Б893 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор С.А. Расчетина; кандидат исторических наук, доцент О.А. Мурашева; кандидат педагогических наук, доцент И.В. Филиппова Брутова, М.А. Б893 Педагогика дополнительного образования: учебное пособие / М.А. Брутова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 218 с. ISBN 978-5-261-00877-4 В пособии раскрыты роль и специфика системы дополнительного образования детей, особенности учреждений дополнительного образования, рассмотрены содержание и организация учебно-воспитательного процесса в данных образовательных учреждениях, уделено внимание проблеме управления учреждением дополнительного образования. Для студентов высших и средних учебных заведений, изучающих дисциплину «Педагогика дополнительного образования». УДК [37.018+374-053.2] (075.8) ББК 74.047.8я73+74.200.587я73 ISBN 978-5-261-00877-4 © Брутова М.А., 2014 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2014 2
Стр.2
Оглавление Предисловие ............................................................................................. Глава 1. Дополнительное образование и его место в системе непрерывного образования 1.1. Роль дополнительного образования детей в развитии российского общества .................................................................................... 1.2. История внешкольного и дополнительного образования в России ................................................................................................... Вопросы и задания для самостоятельной работы .......................... Список рекомендуемой литературы ................................................. Глава 2. Учреждения дополнительного образования детей 2.1. Виды и типы учреждений дополнительного образования ..... 2.2. Организационно-методическая структура учреждений дополнительного образования. ............................................................. Вопросы и задания для самостоятельной работы .......................... Список рекомендуемой литературы ................................................. Глава 3. Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования 3.1. Особенности содержания и организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования ....... 3.2. Методы и средства организации педагогического процесса в системе дополнительного образования ........................................... 3.3. Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей .............................................................. 3.4. Диагностика и контроль в системе дополнительного образования ..................................................................................................... 3.5. Педагогические технологии в системе дополнительного образования детей ................................................................................... Вопросы и задания для самостоятельной работы .......................... Список рекомендуемой литературы ................................................. Глава 4. Программы в системе дополнительного образования детей 4.1. Педагогические программы дополнительного образования 3 6 7 11 18 18 20 26 28 29 30 36 38 51 63 67 68 69
Стр.3
4.2. Образовательные, учебные и досуговые программы ............. 4.3. Требования к оформлению и содержанию программ дополнительного образования .................................................................... Вопросы и задания для самостоятельной работы .......................... Список рекомендуемой литературы ................................................. Глава 5. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей 5.1. Овладение социальным опытом в учреждении дополнительного образования ................................................................................ 5.2. Индивидуальная помощь и социально-педагогическая поддержка ребенка в системе дополнительного образования ............ Вопросы и задания для самостоятельной работы .......................... Список рекомендуемой литературы ................................................. Глава 6. Методическая служба учреждений дополнительного образования детей 6.1. Направления и содержание деятельности ................................. 6.2. Формы организации методической службы ............................. 6.3. Виды профессиональных объединений педагогов в учреждении дополнительного образования .................................................. Вопросы и задания для самостоятельной работы .......................... Список рекомендуемой литературы ................................................. Глава 7. Дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях 7.1. Особенности организации системы дополнительного образования в общеобразовательной школе ............................................... 7.2. Развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательной школе ................................................................. Вопросы и задания для самостоятельной работы .......................... Список рекомендуемой литературы ................................................. Глава 8. Деятельность детских и молодежных общественных организаций 8.1. Детское движение, детское объединение и детская организация......................................................................................................... 8.2. Периодизация детского движения в России ............................. 8.3. Проблемы современного детского и молодежного движения Вопросы и задания для самостоятельной работы .......................... Список рекомендуемой литературы ................................................. Глава 9. Управление учреждением дополнительного образования в России 9.1. Теоретические основы управления ........................................... 9.2. Особенности управления учреждениями дополнительного образования детей .............................................................................. 4 73 79 86 86 87 91 97 97 99 104 107 110 110 111 115 117 118 119 122 127 130 130 132 141
Стр.4
Вопросы и задания для самостоятельной работы .......................... Список рекомендуемой литературы ................................................. Глава 10. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования 10.1. Нормативно-правовая база организации дополнительного образования детей .............................................................................. 10.2. Содержание прав детей на дополнительное образование..... Вопросы и задания для самостоятельной работы .......................... Список рекомендуемой литературы ................................................. Библиографический список ................................................................. Приложения Приложение 1. Результативность деятельности учреждения дополнительного образования детей ................................................... Приложение 2. Педагогический мониторинг в учреждениях дополнительного образования как управленческая проблема ......... Приложение 3. Изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания .............................. 145 145 147 153 155 156 157 161 171 183 5
Стр.5
ПРеДИСлОВИе Учебное пособие предназначено для студентов, желающих овладеть основами профессиональной деятельности в области дополнительного образования, педагогов дополнительного образования, стремящихся повысить свою квалификацию и не получавших ранее педагогическое образование, для всех заинтересованных в развитии системы дополнительного образования. Цель данного пособия – помочь читателю (обучающемуся) овладеть основными компетенциями в профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования, осознать содержание и особенности организации дополнительного образования детей. В представленном издании каждая глава посвящена изучению определенной проблемы или группы проблем в сфере дополнительного образования: сущность системы дополнительного образования, история ее становления; типология учреждений дополнительного образования и их организационно-методическая структура; проблема организации учебно-воспитательного процесса и индивидуальной помощи в данных учреждениях; особенности и структура методической службы данных учреждений; проблема управления учреждением дополнительного образования детей и другие. Во время подготовки данного издания к печати Государственной думой и Правительством Российской Федерации был принят Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года; однако, по-нашему мнению, потребуется некоторое время для проведения всех изменений, предусмотренных данным Федеральным законом. Согласно этому нами используется устоявшая терминология: встречаются такие понятия, как «учреждения дополнительного образования», «образовательные учреждения», «система дополнительного образования детей» и другие. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.