Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Петербургский исторический журнал  / №4 2016

Появление голландской расписной фаянсовой плитки в России во второй половине XVII — начале XVIII в.: историография вопроса (100,00 руб.)

0   0
Первый авторАндреева
Страниц24
ID553919
АннотацияС конца XVI в. в Нидерландах производилась плитка, пришедшая из Северной Африки вначале в Италию и Португалию, потом через Фландрию в северо-западные провинции Нидерландов. Изначально плитка была напольной. Именно в Нидерландах она впервые с пола «перешла» на стену: вначале только одним рядом на стыке стены и пола. Подобную отделку можно увидеть на полотнах знаменитого художника XVII в. Яна Вермеера Делфтского. Постепенно количество рядов увеличилось, и к концу XVII в. они «дошли» до потолка. Плитками облицовывались также камины. Для XVII в. характерен поиск оптимального состава керамической массы, который привел к созданию более прочной, менее ломкой и при этом более тонкой плитки. Если ее толщина в конце XVI в. находилась в пределах 15–18 мм, то в 70-х гг. XVII в. стала 7–8 мм2
УДК94(47).05
Андреева, Е.А. Появление голландской расписной фаянсовой плитки в России во второй половине XVII — начале XVIII в.: историография вопроса / Е.А. Андреева // Петербургский исторический журнал .— 2016 .— №4 .— С. 212-235 .— URL: https://rucont.ru/efd/553919 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

05 Е. А. Андреева Появление голландской расписной фаянсовой плитки в России во второй половине XVII — начале XVIII в.: историография вопроса1 С конца XVI в. в Нидерландах производилась плитка, пришедшая из Северной Африки вначале в Италию и Португалию, потом через Фландрию в северо-западные провинции Нидерландов. <...> Подобную отделку можно увидеть на полотнах знаменитого художника XVII в. <...> В XVII в. появились два термина, обозначающие голландские фаянсовые изделия: «голландский фарфор», а также, по названию самого известного центра по производству лучших фаянсовых изделий — Делфта: «delfts aardewerk» (нидерл.), на сегодняшний день более известный в английском варианте: 1 Статья написана при поддержке гранта РГНФ. <...> Saint-Petersburg Historical Journal N 4 (2016) Е. А. Андреева 213 «delftware», т. е. делфтская керамика. <...> Название города перешло на название изделий, так стали называть всю голландскую продукцию, включая и облицовочную плитку, вне зависимости от конкретного места производства. <...> В Англии, где в XVII в. голландцами были основаны мануфактуры по производству плиток, самый популярный размер плитки был 6 дюймов, а в Нидерландах — 5. <...> В редких случаях в роспись синей краской вносился цветной элемент (например парус корабля), в основном желтым или оранжевым цветом4 . <...> Гессен утверждал, что интерьеры дворца А. Д. Меншикова «облицованы дельфтскими изразцами» (здесь и далее выделено нами. <...> 6–23; Дам ван Я. Д. Голландские изразцы // Пинакотека: Журнал для знатоков и любителей искусства. <...> Петербургский исторический журнал № 4 (2016) 214 Появление голландской расписной фаянсовой плитки в России. <...> Плитка с морским пейзажем; синий цвет на белом фоне; одномачтовое прогулочное судно (яхта (?)) с боковыми швертами; стилизованное изображение волн; угловое заполнение — «паук». <...> Публикуется впервые Меншиковский дворец…», подписанной главным архитектором М. Г. Колотовым и руководителем исследования и автором проекта реставрации А. Э. Гессеном, читаем: «В ходе архитектурно-археологических <...>