073 М. Б. Свердлов Академический анекдот как особый вид исторической памяти Историческая память, или память о прошлом, является органической составной частью существования человечества весь период его бытия со времени формирования homo sapiens. <...> Исторические предания и сказания, исторический эпос являлись древнейшими фольклорными средствами сохранения сведений о прошлом и его осмысления. <...> Эти сведения стали одним из источников исторической информации в историко-литературных произведениях античного и раннесредневекового периодов европейских народов и государств в последовательном изложении исторических событий в их причинно-следственных связях. <...> Но при этом, как обобщил Жак ле Гофф разыскания на эту тему, существенно различать память коллективную и индивидуальную, устную и письменную1 . <...> Проблему исторической памяти о М. В. Ломоносове в контексте концепции «места памяти» рассмотрела Е. М. Лупанова. <...> Эта концепция позволила ей проследить генерализующую функцию обозначенного символического пространства, которое становится символом, «указывает на коллективную идентичность и является ее знаком»2 . <...> Но ведется дискуссия о целесообразности концепции «исторической памяти» как массовых или групповых представлениях о прошлом3 . <...> 3 Историческая память и общество в Российской империи и Советском Союзе (конец XIX — начало ХХ века): Международный коллоквиум. <...> Петербургский исторический журнал № 1 (2016) 238 Академический анекдот как особый вид исторической памяти В новейшее время появилась также тенденция включать историческую память как категорию исторического познания в более широкое понятие — историческую культуру4 . <...> . Представляется, что в таком расширении выразилось постмодернистское размывание границ качественно разных видов научного и литературного творчества5 Одним из средств передачи исторической информации в России XVIII в. стал анекдот, который является преемником существовавшего ранее остроумного <...>