Петербургский исторический журнал № 3 (2015) УДК 94(495) С. А. Исаев Базовые правовые представления византийцев и американцев: попытка сопоставления Однажды в беседе со своим коллегой по Отделу всеобщей истории — известным американистом А. А. Фурсенко — Игорь Павлович Медведев назвал США «страной с историей в двух измерениях»1 нять, что у Византии измерений истории гораздо больше. <...> Соглашусь, что Византия и США сегодня выглядят взаимно контрастными объектами истории. <...> США — мировая держава, возникшая на территории, заселяемой белыми европейцами, как принято считать, с 1565 г., и существующая как независимое государство с 1776 г. Византия же — христианская правопреемница языческого Рима, чья история, если считать от Константина Великого до Константина XI, охватывает одиннадцать веков. <...> Преобладает мнение, что Византия только в истории и осталась, хотя Греция, Сербия, Румыния, Грузия, Армения претендуют на статус ее наследников, и некоторые основания для таких претензий есть. <...> Вспоминая Александра Александровича // Россия и США: познавая друг друга: Сборник памяти академика Александра Александровича Фурсенко. <...> Анекдот содержал такой «обмен любезностями» между сербами и американцами: «Вы, американцы, страна без истории!» <...> Saint-Petersburg Historical Journal N 3 (2015) С. А. Исаев 109 Одному «измерению» византийской истории И. П. Медведев в своих работах уделил особенно пристальное внимание, нисколько не сомневаясь в его важности. <...> Знаток канонического права Феодор Вальсамон, живший во второй половине XII в., утверждал: «Нельзя ромею не знать законов». <...> В этом и в подобных высказываниях И. П. Медведев видит «целую концепцию византинизма как культурной системы, основанной на началах права, причем права цивилизованного, писаного, предполагающего высокий уровень юридического мышления и общей образованности»3 . <...> Но уверен, что именно право — цивилизованное, писанное и рассчитанное на народ, способный правильно понять его и умело применить <...>