Кирилл Каледа, протоиерей ОПЫТ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЦЕРКОВНОГО МЕМОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПАМЯТИ ЖЕРТВ ТЕРРОРА ХХ СТОЛЕТИЯ НА ПРИМЕРЕ БУТОВСКОГО ПОЛИГОНА И ФЕНОМЕН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ МУЗЕЕВ РОССИИ Большинство культур, сообразно своей этимологии (cultura есть то, что имеет развиться из cultus), было именно прорастанием зерна религии, горчичным деревом, разросшимся из семени веры. <...> Флоренский Обращение руководства СанктПетербургской епархии о передаче Церкви Исаакиевского собора вновь всколыхнуло проблему взаимоотношения Церкви и светской части нашего общества в сфере сохранения объектов культуры, в сфере сохранения исторической памяти. <...> Руководство Санкт-Петербурга оправдывает свою позицию, исходя из экономической составляющей этой проблемы: кто будет содержать собор, который представляет собой не только памятник истории 165 № 4(5) 2015 Кирилл Каледа, протоиерей и искусства, но и сложное инженерное сооружение? <...> Что это в первую очередь: сакральное место, где человек восходит на Небо, в Царство Небесное, или памятник искусства и истории, который должен быть доступен «для всех и вся»? <...> Говоря о соотношении музейного дела и церковного искусства полезно вспомнить несколько слов отца Павла Флоренского, которые он высказал в своем докладе в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры в 1918 г., когда в связи с начавшимся массовым уничтожением хранившихся в Церкви памятников культуры и истории встал вопрос о попытке их сохранения путем передачи в музеи. <...> Худо жественное произведение есть центр целого пучка условий, при которых оно только и возможно как художественное, и вне своих конститутивных условий оно как художественное просто не суИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Опыт создания общественно-церковного мемориального комплекса памяти жертв террора ществует. <...> Эстетика недавнего прошлого считала себя вправе свысока смотреть на русскую икону; в настоящее время глаза эстетов <...>