Информатика, вычислительная техника ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ УДК 004.896 А. С. Бождай, Ю. И. Евсеева МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ В АВТОМАТИЗИРОВАННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ АДАПТИВНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ Аннотация. <...> Разработка адаптивного прикладного программного обеспечения (ПО) с расширенным жизненным циклом – одно из наиболее перспективных направлений в индустрии программной инженерии. <...> Проектирование обучающих программ должно производиться с учетом быстрой изменчивости и обучаемого (постоянное повышение уровня его знаний и навыков), и внешней среды (изменение образовательных стандартов, требований, технических возможностей). <...> При этом процесс обучения не должен прерываться изза работ по обновлению ПО. <...> В основу обучающей программы должны быть заложены такие модели, которые позволили бы программе отслеживать процессы изменчивости и самоадаптироваться к ним без перекомпиляции исходного кода. <...> Основные цели работы: 1) дать обзор существующих технологий моделирования изменчивости и самоадаптации ПО; 2) рассмотреть вопросы продления жизненного цикла обучающего ПО; 3) предложить способы моделирования изменчивости в процессах автоматизированного проектировании адаптивных обучающих программ с поддержкой 3D-графики. <...> Использованы методы моделирования изменчивости на основе характеристических диаграмм и их формального пропозиционального представления, а также технология инженерии линеек программных продуктов. <...> Выполнен обзор адаптивных обучающих систем как наиболее перспективной разновидности компьютерных обучающих программ, описаны основные стратегии адаптивности. <...> Рассмотрены существующие инструментальные системы синтеза обучающего ПО, ориентированного на интеллектуальность и адаптивность. <...> Рассмотрены вопросы моделирования изменчивости предметных областей и окружающей программной среды. <...> Предложено использование технологии моделирования изменчивости <...>